Никаких сомнений, стоит ли ехать на джип-фестиваль «Зори Кавказа 2012», у нас с отцом не возникло. Конечно ехать! Ведь в этом году к клубу «КБР 4х4» присоединился североосетинский клуб «Владикавказ 4х4», посему маршрут путешествия был проложен аж через две республики, впервые в истории фестиваля.

Местом начала фестиваля была выбрана главная площадь поселка Кашхатау Кабардино-Балкарской республики. Всем, ранее зарегестрировавшимся участникам предстояло прибыть на площадь к 10 часам утра 4 января. Учитывая, что до места старта от Краснодара более 600 километров, было решено выехать утром 3 января и переночевать на горячих источниках в соседнем поселке Аушигер.

Наша группа из 4-х машин прибыла на базу «Голубая глина» в Аушигере уже по темноте. Большая часть краснодарской делегации выдвинулась из Краснодара на несколько часов раньше нас и уже во всю плескалась в бассейнах и принимала горячительные напитки. Окинув взглядом емкости для купания, я почему-то вспомнил о докторе Малахове с его уринотерапией и углубился в поглощение вечерней порции виски.

Подъем был ранним, но не сильно тяжелым. В 8 утра мы уже прогревали моторы и медленно выдвигались за пределы базы. В половину девятого наш 80-й «Кукурузер» уже стоял возле ЗАГСа поселка Кашхатау. Через час окончательно подтянусь все участники фестиваля. Организаторы раздали всем заявочные формы, обенивая заполненные на наклейки. Пора в путь.

Первым в программе было запланировано посещение Голубых Озер за поселком Бабугент. Сначала поехали на Верхнее Голубое Озеро. Обильно поскользив на обледенелых подъемах, мы подъехали к летнему пионерлагерю на берегу озера. К сожалению, озеро было покрыто толстой коркой льда и засыпано снегом. Посему пока что даже толком нечего было фотографировать.

После чего спустились к Нижнему Голубому Озеру. Само озеро находилось возле асфальтовой дороги в окружении различного характерного сервиса. Само же озеро свое название оправдывало на 100%. Вода была голубой и прозрачной. Люди, посещавшие это озеро ранее, рассказали, что на Новый Год сюда приезжают дайверы и ставят на дне озера самую натуральную елку, которую видно даже с берега. К сожалению, сколько мы не вглядывались в воду, елку так и не обнаружили…

Далее по плану — поселок Верхняя Балкария. На пути к поселку расположен очень интересный тоннель. Через сам тоннель проложена автодорога, а справа от него в скале выдолблен уступ, по которому до прихода цивилизации люди и добирались к Верхней Балкарии. Причем в паре мест тропа и тоннель соединены проходами.

А тем временем дорога петляла по ущелью, постепенно открывая нашему взору заснеженные вершины Кабардино-Балкарского высокогорного заповедника. Именно в такие моменты приходит осознание того, что в Краснодарском крае гор нет, есть лишь пригорки и холмы. Да и цитатирование Владимира Высоцкого будет явно не лишним: «Лучше гор могут быть только горы, на которых ещё не бывал».

До Верхней Балкарии асфальт. А еще электричество и газ. На самом деле я был удивлен тем фактом, что асфальтовые дороги проложены до самых отдаленных поселков. Не говоря уже про заветные желтые трубы, которые вызвали закономерный вопрос у экипажа из Одессы. Такое активное присутствие цивилизации сказалось на внешнем облике поселений — среди старых одноэтажных построек довольно часто встречаются свежепостроенные особняки и виллы.

В Верхней Балкарии мы покидаем территорию асфальта и начинаем подъем на перевал Мехтыгенле. Вероятно перевал так назвали из-за соседней горы высотой 3154 метра. Впрочем, этот перевал в целом больше известен как Северный Курноят. Первое название мы узнали у наших проводников, второе было найдено в интернете. Пожалуй, обе версии имеют полное право на существование.

Подъем в большинстве своем прост. Под колесами скальник, колеи нет. Главная неприятность — обледенелые участки, которые необходимо проходить ходом.

На самом перевале нашу колонну внезапно окутывает густой туман, из-за чего видимость снижается до сотни метров. Посему что успел нафотографировать при подъеме — всё мое. Спускались по приборам в долину реки Псыгансу. Дорога проложена по ущелью с высочайшими отвесными скалами. Если смотреть из салона машины, то верхушек и не видно. Посему самый оптимальный способ созерцания — на снегу, лежа на спине. Если смотреть на верхушки скал стоя, то шея затечет очень быстро.

Выходим из ущелья и перед поселком Верхняя Жемтала сворачиваем в сторону села Ташлы-Тала, где и расположился базовый лагерь фестиваля — на турбазе «Зори Кавказа». При подъеме на перевал начинаются трудности. Машины скользят по льду, и начинается самый настоящий боулинг — впереди идущие машины, скользя вниз по склону, начинают собирать «бутерброды» из задних машин. В ход идут цепи. У кого нет цепей, спускают колеса до 0,5 атмосфер.

Но наконец перевал побежден, и к 6 часам вечера вся колонна уже расположилась по допикам на базе. Сама база — летняя, домики фанерные. Посему неизменный аттрибут каждого номера — теплые спальники и тепловентиляторы. В 7 часов в столовой обильный ужин. На десерт — потрясающий закат на фоне заснеженного горного хребта.

На следующее утро в 8 — завтрак. В 9 колонна выходит за ворота лагеря и направляется в сторону поселка Лескен, на въезде в котором нас встретил пост ДПС на границе Кабардино-Балкарии с Северной Осетией. Там же нас встретили осетинские джиперы, дабы провести колонну по территории республики.

Дале последовал довольно длительный асфальтовый переход до города Алагир, где нашу колонну вывели на Военно-осетинскую дорогу. По пути попадается указатель «Цхинвал прямо». Под колесами — отличное 4-полосное шоссе, впереди — потрясающая панорама гор Северной Осетии.

По пути останавливаемся возле монумента главному герою-божеству в осетинской мифологии — Уастырджи. Уастырджи является покровителем мужчин, путников и воинов. Божество было схоже по своим функциям со Святым Георгием, который так же почитается в христианстве покровителем воинов, путников и мужчин. Сам монумент представляет собой огромного стального всадника, буквально вырывающегося из скалы.

В поселке Нижний Унал мы сворачиваем с асфальта. Дорога прямо — к Рокскому тоннелю. Здесь же с нами на время прощается экипаж ДПС, обещая встретить нас в соседнем ущелье, куда нам предстоит спуститься. А пока впереди — Архонски перевал на высоте 2206 метров над уровнем моря.

С подъемом проблем не возникло. Сам перевал оказался покрыт 20 сантиметрами снега. В этот раз погода нам ссоблаговолила до самого конца. Чистое ясное небо и солнце очень украсили фотокарточки.

Далее по плану спуск в поселок Харисджин, где был запланирован обед. На спуске с перевала дорога круто петляет, сбрасывая за 4 килеметра пути пости 1 километр высоты. Проезжаем мимо фамильных и сторожевых башен. Фамильные башни активно восстанавливаются и охранаются государством, так как являются одним из основополагающих элементов осетинской культуры. Кстати, любой желающий может построить свою личную фамильную башню. Есть всего лишь одно условие — род должен прожить на территории республики не менее 200 лет.

Выходим из ущелья реки Фиагдон. Много асфальта, много красот, много исторических построек. Впереди — много километров до базы в селе Ташлы-Тала. Кстати, в одном из крошечных поселений был однаружен редкий и совершенно потрясающий чешский грузовик Praga V3S, немного ржавый, но вполне живой.

Вечером на базе «Зори Кавказа» — поздний ужин, ибо переход был долгим. Это — последняя ночевка. На этом программа фестиваля заканчивается. После продолжительных дискуссий было решено на обратном пути в Краснодар заехать на Чегемские водопады.

20 километров по асфальтовой дороге от Нальчика, мимо поселков Лечинкай и Нижний Чегем — Малый Чегемский водопад. Сам водопад оказался закрыт массивным ледяным наростом, однако под толщей льда тонкой струйкой бежал ручей Сары-Жарласу, который и образовывал водопад в теплое время года.

Большой Чегемский водопад расположен за селением Хуштосырт. Дорога к водопаду закована в ущелье. Высота стен — до 300 метров. Минимальная ширина ущелья — 20 метров. Сам водопад представляет собой огромную стену по которой бегут потоки воды. Пускай большая часть водопада и замерзла, отдельные потоки продолжали стекать в реку Чегем.

Но время поджимало, ведь впереди было долгое возвращение в Краснодар. В 3 часа дня мы уже ехали по трассе М29. К Краснодару мы подъехали уже к полуночи.

Фотогалерея

Владимир Котельников