День начинался не очень-то весело, пасмурная погода нагоняла тоску. Радовало только то, что на собере температура воздуха обычно грудусов на 5 ниже, чем в краснодаре, а значит там ожидалось наличие снега. Ну хоть немножко.
Итак, сбор на расстрельном посту. Колонна движется по знакомой дороге, как обычно, куча удивленных взглядов из обгоняющих нас легковушек.
Первая незапланированная остановка случилась в убинской, машина Ивановича поймала в заднее левое колесо ось велосипедной педали - металлический стержень толщиной с мой палец и длиной около 10 см, с гайками на обоих концах. Пришлось ему разбирать немалых размеров колесо, вставлять туда камеру и закручивать обратно кучу мелких винтиков. Часть машин (4 нивы - Тайлер и Виктория, Я, Танкист и Медведь-старший) поехала вперед с целью разогнать с подъема людей и убрать их машины. Саму гору не видно, значит, на вершине идет снег.
Кончается асфальт, мы делаем небольшое купание машин в речке убин и продолжаем путь по размокшей грунтовой дороге. начало подъема, я становлюсь вторым и иду за нивой тайлера и виктории. Мокрая бетонка, грустно и скучно. через километра полтора начинаются первые "сюрпризы": бетонка в некоторых местах (видимо, там сильнее ветром продувается) покрыта гладким льдом. При движении по дуге на скорости даже 40 км/ч ощущения не самые приятные, кода вдруг вместо бетона лед на повороте. Но ничего. Первый раз чуть подскользнулся, но моментально выровнялся и сбавил скорость, чтобы больше не попадаться. середина подъема пройдена, и появляется мысль, что мы в машине времени. Еще 100 м назад шел дождь, а уже идет снег чем выше поднимаемся, тем больше его становится. Ехать по нему - одно удовольствие, но, наученный опытом прошлого года, я знаю, что под снегом ровнейший лед, и потому не разгоняюсь, еду аккуратно. Ездившие на эту гору хоть раз знают, что там есть три основных засадных места. Причем при подъеме сложность нарастает. Первое прошел легко, второе чуть больше внимания потребовало. Третье - держим газ и не отпускаем, машина легко заходит. И вот мы на вершине. Метель и сильный ветер. Того и гляди, поотрывает антенны с вышки связи МТС.
Останавливаемся рядом с тайлером, и видим, что "отряд не заметил потери бойца": нас только 2 машины! Прождав с минут 25, я и Макс Медведь-младший отправляемся на поиски отставших. Машину Медведя мы обнаружили в начале второго засадного места, оно же - первый крутой подъем. Судя по работе двигателя, его покормили плохой кашей а-ля "хавно-бензин" и она ну никак не едет. Промучавшись с минут 45, нивка все же берет этот подъем. А мы успели покататься с горки на надувных санях. Последний подъем еще круче, грязевая резина и плохой бензин не оставляют шансов, и принимается решение оставить машину здесь. Пешком один возвращаюсь наверх, изрядно вспотев. Медведь-младший остался со своими. Наверху уже летает по поляне Танкист, а в месте, укрытом от ветра, уже накрывают стол и ставят самовар. Горячий чай из настоящего самовара - это нечто! Особенно на ветру понял одну вещь - нет смысла наливать поллитра кипятка - допить не успеешь, как остынет. Начинается сосичный джиппинг - бутербродики, салатики и тд. Ждем шашлык. Пока выдалось свободное время, следуя совету Танкиста, иду стравливать давление в колесах (я поднялся на вершину на городском давлении 2 атм) до 1-й атмосферы. Воздух в колесах холодный, а когда выходит с ольшой скоростью, то пальцы замораживает влет. Теперь я знаю, что такое криогенная заморозка. Я спускал третье колесо, когда ко мне подбежала Тигра.
- Макс, быстро сворачивайся, все уезжают!
- Как, а шашлык?!
- Там кому-то ногу раздробило, надо ехать!
- Не понял!
- Я точно не знаю, кто-то на склоне не справился с управлением, ударил машину...
Оглядываюсь по сторонам, и вижу, что мангал уже перевернут, машины спешно пакуются.
Снега намело заметно больше, чем в начале. Свершины я уезжал последним, передо мной УАЗ таблетка. Предстоит два засадных места - крутые спуски по снегу со льдом. Метель ухудшает видимость. Пробивается звонок Танкиста:
- Макс, тормози всех, кого сможешь, на спуск нельзя, тут и без них слалом, полный ППЦ!
- Поздно, Саня, пока ты это говорил, буханка пошла вниз, я последний с верхней поляны...
- Спускай колеса до предела
- Я и так до 1 спустил!
- Спускай до полного предела! лучше "разуться" на склоне и разбортировать колесо, чем ударить машину или улететь за бетонные блоки ограждения.
- Что, так страшно?
- Да, полная Ж, готовься, будет нелегко. Я спускался "вальсом" во вращении на обоих спусках... Ини в коем случае не прикасайся к педали тормоза!
- Принял...
В глазах у Тигры, которая захотела поехать вниз со мной, немой вопрос. Я молча вышел, спускал каждое колесо еще по 50 сек. Машина просела, смотрелась так, будто стоит на пробитых колесах. (уже потом, на нижней поляне, я померял давление и узнал, что установил своеобразный рекорд - давление 0,45 атм в бескамерном колесе!)
Перевел дыхание, включил 1-ю пониженную передачу и машина поползла к спуску. Явыбрал ехать по свежему "пухляку" в притирочку к бетонным блокам ограждения, а не по обледенелой середине, т.к. там легче контролировать машину.
В общем, с напряжением, но первый спуск пройден без особых проблем.
Я остановился перед вторым и пошел проверять дорогу на нем пешком. Увидел неприятную картину. Мало того, что спуск сам по себе не легкий, так и в самом сложном месте закрывает собой самый удобный путь проезда Mitsubishi L200. Водитель не справился с управлением, его вынесло на бетонные блоки, ударился об один, и наскочил на второй сверху. Машина сидит на нем плотно.
Возвращаюсь к машине. Начинаю спуск, сердце бьется учащенно, секунды кажутся вечностью. Приближаюсь к самому тяжелому месту, водитель Л200 выскакивает мне навстречу, жестикулирует, показывает брать еще левее, ближе к горе. Я послушался его, но в этот момент переднее колесо немного упирается во что-то под снегом, и мой правый борт начинает попытку обгона, машину разворачивает поперек дороги, мое сопротивление оказывается не только бесполезно, но и, похоже, даже усугубило ситуацию. Машина на мгновение замирает и зад снова начинает скользить. И вот я уже еду на спуск задом наперед, причем задом своим иду четко в зад сидящей на бетонке машине. У ее хозяина растут глаза, но сделать он ничего уже не может. Я начинаю прикидывать, что будет, если я его ударю. Помну ли заднюю дверь, или попаду в него бампером. Удержится ли его машина на блоке или я столкну его, а может, и сам за ним следом отправлюсь на лесистый склон горы, и не пора ли командовать Тигре десантироваться из машины, благо скорость небольшая. Мои руздумья прервались тем, что мои попытки руления увенчались успехом, и, двигаясь строго боком по необходимому маршруту, я проезжаю в полуметре от обездвиженного митсубиси. Еще один резкий маневр рулем, и я возвращаю машину к нормальному положению. Еще метров 40 ушло на то, чтобы остановиться. Второй спуск взят. Я пару минут сижу молча, смотрю вперед на людей, которые видели мой кульбит, и слушаю, как успокаивается сердце. Тигра молодец, ни разу даже не пикнула, хотя ей, наверно, было страшнее, чем мне. Дальше спуск без особых проблем в крадущемся режиме.
У большинства сложностей было меньше, ведь они так и не заехали наверх. Только водитель Хаммера по неопытности на спуске нажал на тормоз, что тут же привело к неконтролируемому ускорению, потере управления и вращению. Остановился он тоже об бетон. разбит передний левый угол. Еще одна нива, не с нашего клуба, развлекла публику. Она с разгону не взяла первый подъем, и, как шар в боулинге, нажав на тормоза, так же соскользнула с горки обратно. Остановилась об ниву нашего Охотника.
Благо, повреждения небольшие. Ивот еще что: что рассказывали и что оказалось на самом деле о раздробленной ноге.
Сарафанное радио: спортивная нива, спускась с горы, не справилась с управлением и влетела в стояющую на обочине ниву Тайлера и Вики. Их нива ударила своих хозяев, стоявших недалеко, да так сильно, что они улетели за ограждение в лес.
Реальность: я не знаю пока, как они выбрались, знаю только, что Тайлер повез Вику в травмпункт на своей машине. Сегодня выяснилось, что там просто сильный ушиб.
Ну а на середине склона снег кончился, осталась просто мокрая дорога, и мы стали на поляне. Полевая кухня быстро развернулась, шашлык был бесподобен! Адреналина, судя по отзывам в инете, хватило абсолютно всем...
Через месяц будет уже традиционная Собер-Баба 2008. Продолжение следует!

 Максим Шмыга