28 ноября 2008 года более 50 внедорожников со всего Краснодарского края собрались в Горячеключевском районе, чтобы принять участие в трофи-рейде «Большая Охота 2008». Этот трофи-рейд явился заключительным этапом серии внедорожных соревнований «Кубок СКИФ 4х4», проводимой краснодарским внедорожным клубом «СКИФ 4х4» в 2008 году.

Формат проведения этой гонки достаточно новый и необычный не только для Краснодарского края, но и для всей России — гонка по GPS-треку. Каждому участнику загружается в его GPS-навигатор эталонный трек, записанный организаторами при проезде по трассе соревнований. После чего каждый участник должен как можно аккуратнее проехать по этому треку, показав при этом наилучшее время и не отдаляясь от эталонного трека более чем на 50 метров в одну сторону. После финиша организаторы выгружали из навигаторов участников их GPS-трек и сравнивали с эталонным треком, и если участник отклонялся от заданного маршрута, то ему начислялось штрафное время.

Внедорожный клуб «СКИФ 4х4» уже не первый раз проводит соревнование в таком формате, что позволило провести мероприятие без технических ошибок, свойственных для любого нового дела.

Регистрация и административные проверки были назначены на вечер пятницы 28 ноября. По плану регистрация должна была закончиться в полночь, но ради постоянно прибывающих участников организаторы продолжали прием заявок до поздней ночи.

Утром 29 ноября возле штаба гонки длинной вереницей выстроились штурманы экипажей в порядке, определенном жребием. Каждый человек в этой очереди держал в руках либо GPS-навигатор, либо флэш-карту, в которые организаторы загружали GPS-трек. Получив маршрут, штурманы расходились к своим болидам и потихоньку выдвигались в сторону старта, обозначенного в навигаторах.

Особенностью этой гонки так же стал ненормированный порядок старта. То есть жеребьевкой определялось только положение в очереди на загрузку трека, а вот время старта определялось исключительно расторопностью участников. Можно было получить эталонный трек в числе последних, обогнать некоторых участников по пути на старт и выехать на трассу в числе первых.
И вот, первые участники, после отмашки стартового судьи, выходят на трассу. Категории автомобилей ТР-1.1 (стандартные) и ТР-1.2 (подготовленные стандартные) двигаются каждые по своей трассе, а ТР-2 (серьезно подготовленные автомобили) и ТР-3 (экстремально подготовленные) движутся по общему маршруту.

Небольшое лирическое отступление по поводу категорий подготовки автомобилей. ТР-1.1 согласно техническим требованиям Российской автомобильной федерации — совершенно стандартный автомобиль с минимальными доработками. Внедорожник, который можно приобрести в автосалоне, как раз подходит именно в эту категорию. ТР-1.2 — более подготовленный автомобиль, но с ограничениями на лифт подвески и диаметр устанавливаемых нестандартных колес. Так же в эту категорию попадают автомобили с подрезанными колесными арками. В категорию ТР-2 в обязательном порядке попадают автомобиль с так называемым боди-лифтом, т.е. с проставками между рамой и кузовом. В категории ТР-3 практически отсутствуют ограничения на доработку автомобиля, поэтому в этой категории выступают спортивные болиды, облик которых давно перестал напоминать что-нибудь, выпускаемое мировой автомобильной промышленностью.

Но вернемся к гонке. Не проходит и полутора часов после старта, как удивленным взглядам организаторов предстают участники самой продвинутой категории ТР-3. По их словам, трасса была красивая, интересная, но короткая.

Участникам в других категориях «повезло» больше. Гонщики, прибывая на финиш в течение дня, отдыхали в базовом лагере в ожидании предварительных результатов. А вот некоторым экипажам из категории ТР-1.1 показалось мало, и им в индивидуальном порядке был закачан в навигаторы трек категории ТР-1.2. И уходя на трассу, некоторые вернулись только под утро, по уши в грязи, поломанные, усталые, но довольные.

Наконец, когда все стартовавшие участники сдали свои GPS-треки организаторам, начинается достаточно изнурительны процесс сравнивания треков участников с эталонным. Самое главное — не принять случайный сбой GPS-навигатора в зоне плохого приема сигналов спутников за выход из установленного коридора, который достаточно серьезно пенализируется.

Итак, когда все результаты подсчитаны, таблица предварительных результатов вывешивается на доске объявлений возле штаба гонки. Предварительные результаты предназначены для того, чтобы участники, ознакомившись с ними, в случае обнаружения ошибки в подсчетах или судействе, сообщить об этом организатором до объявления результатов гонки и награждения победителей. Ведь порой небольшая ошибка может стоить экипажу призового места. До утра у участников есть время на вопросы по результатам и на подачу протестов.

Утром, когда предварительные результаты сменяются официальными, гонка считается завершенной, а результаты больше не изменяются. Организаторы подписывают грамоты для призеров и победителей, раскладывают медали и кубки. А тем временем участники практикуются в стрельбе по пивным банкам из различных видов пневматического оружия, начиная с 4-миллеметровых «ИЖей» и заканчивая страйкбольным АК-47.

И вот настало время кульминационного момента 3-хдневного трофи-рейда — награждения. Участники и болельщики окружают организаторов полукругом, готовых назвать имена тех, кто показал самый лучший результат в этой гонке. И под всеобщие овации, участники получают памятные грамоты, а победители — кубки, медали и призы, предоставленные партнерами клуба «СКИФ 4х4». Во всех категориях победа гонщикам досталась не легко, и победителей от призеров отделяли минуты и секунды.

Финальная речь сказана, выражены благодарности всем, кто помог провести эту гонку, и десятки джипов начинают разъезжаться по домам, в города, ожидая следующего внедорожного мероприятия.

© Владимир Котельников