В жизни каждого человека, увлекающегося внедорожной тематикой, наступает момент, когда все местные соревнования выиграны, все дорожки изъезжены. Можно продолжать ездить по до боли знакомым тропкам, а можно выходить на всероссийский уровень. И тогда начинается самое интересное.

В настоящее время Российская автомобильная федерация (РАФ) проводит две серии гонок, которые призваны определить лучших гонщиков страны – это Чемпионат России и Кубок России по трофи-рейдам. Чемпионат России состоит из нескольких этапов в разных концах страны. И участие в нем — грандиозный проект, требующий очень серьезных финансовых затрат.

Кубок России — более демократичная серия, построенная на проведении региональных отборочных этапов. Победители и призёры региональных Кубков РАФ, получают возможность бороться в одноэтапном финале за главный приз «Кубок России» с представителями других регионов.
В этом году, в категории ТР-2, право выступать в финальной части Кубка России получили два экипажа Краснодарского внедорожного клуба «СКИФ 4х4». Это экипаж из Краснодара (Лисицкий Анатолий и Коптев Константин) – они в отборочной серии заняли первое место и стали обладателями Кубка РАФ Южного региона и второй экипаж из станицы Северской, Краснодарского края (Кремнёв Роман и Ключников Анатолий) они заняли в отборочной серии второе место. Для обеспечения технической и моральной поддержки была собрана целая команда, которая в течение всего соревнования помогала спортсменам сосредотачиваться только на гонке.

Финальная часть Кубка России проходила в городе Твери. Центр города Тверь похож на Краснодар в районе пересечения улицы Рашпилевской с улицами Чапаева, Гимназической и Длинной. Старые постройки. Есть и новые микрорайоны, но даже дома отличаются от наших. Они все серые. В тех местах цемент, как рассказывали местные, очень дорогое и дефицитное удовольствие. Поэтому они после оштукатуривания стен цементом считают кощунственным его забеливать и закрашивать. Машин явно меньше. Самая большая пробка – минут на пять. Река, как оказалось неожиданностью для всех, называется Волга. Да, это та самая Волга, которая протекает по всей европейской части РФ и втекает в Каспийское море. Но в этих местах она не шире нашего Псекупса или Белой.
Названия населенных пунктов удивляют своей необычностью. Все они характеризуют местность. Змеево. Черная Топь и др. Лес чистый, ровный, без кустарников и травы. На земле толстым слоем лежит мох. Оглянешься вокруг и на километры все видно сквозь сосны. Мох, как толстый ковер, проваливается под ногами и везде из него торчат грибы. Лисички, маслята. Лес, можно сказать, прозрачный. Да у них все не так, как у нас. Грязь не прилипает к машинам и вещам. Два дня колбасились в болоте, а вылезли, отряхнулись, и все чистое. Сосны там идеально ровные, метров по 25-30 высотой. За стройматериалом далеко не ходят – он рядом.

Погрузив 2 спортивных УАЗа в фуру-длинномер и захватив еще один УАЗ в качестве мобильной технички и донора запчастей, спортивная команда клуба «СКИФ 4х4» выехала на микроавтобусах в Тверь.
Следует заметить, что джипинг в средней полосе России координально отличается от джипинга в Краснодарском крае. Кавказ — это глина, скальник и колея от лесовозов. А вот Тверь — это порой бездонные болота и заболоченные леса. В болоте невозможно докопаться колесами до твердого грунта, ибо единственная твердая поверхность в Тверской области — асфальтовая трасса Москва—Санкт-Петербург и улицы Твери.
Структура болота такова – верхний слой дерна плотный и сухой. Можно легко ходить, даже проехать. Если очень аккуратно, то он удержит и УАЗа. Но стоит продавить первый слой, как там сантиметров 50 сметанообразная квашня. Машина проваливается до следующего слоя. И так до бесконечности. Наши как раз на этом и погорели – “тапка в пол” не действует.

Но болота коварны не только своей бездонностью, но и растительным покровом на поверхности. Там, где пройдет человек, машина может провалиться в жижу по бампер. И достать потом машину из «болотного плена» очень непросто. Возможно, осведомленный человек спросит: «А как же лебедка?». Да, можно зацепить трос лебедки за ближайшее дерево и… наблюдать, как это дерево медленно подползает к машине! Нечем дереву держаться в болоте. Конечно, есть на болоте и деревья, которые способны выдержать вес машины, но их мало.

К сожалению, распространенная в горах тактика езды «тапку в пол» в болоте приводит только к более тщательному утопанию в местной жиже. А все попытки ездить «в натяг» из-за отсутствия опыта в первый же день гонки полностью изничтожили сцепление на одной боевой машине.
Хоть спортсмены и прослушали предварительную теоретическую лекцию от участников Ладоги-2006, первый день гонки был сложен из-за отсутствия реального опыта езды по очень слабым грунтам. К отсутствию практического опыта прибавилась невероятная сложность трассы. Ведь автомобили категории ТР-2 ехали по одной трассе с «автомобилями» категории ТР-3, именуемыми в простонародье «котлетами». Это специально построенные транспортные средства из агрегатов от разных автомобилей, обладающие минимальным весом и приспособленные для движения по болотам. К сожалению, подготовленные серийный автомобиль имеет очень мало шансов проехать там, где «котлета» проскочит, не останавливаясь.

Но не вся гонка состояла только из болот. Порой встречались овраги с резкими спусками и подъемами, на которых наши спортсмены чувствовали себя как дома. И каждый раз удостаивались аплодисментов от зрителей, преодолевая подобные препятствия с непривычной для этих мест скоростью. Фотографы и операторы, пребывая в полном восторге от стиля езды наших экипажей, два дня из трех следовали за гонщиками практически по пятам, чтобы не пропустить ни одного момента.

«Зебра» – это прозвище автомобиля, победителя Кубка РАФ Южного региона в ТР-2, Лисицкого Анатолия. Прозвали его так из-за его раскраски. Зебра – она и в Африке зебра. Зрители ее сразу так и окрестили. Все препятствия наши экипажи брали с шутками, юмором, весело и бесшабашно. Ребята зажигали по полной. Шоу точки для зрителей были в каком-то овраге на берегу Волги. Леса там равнинные и машины других участников были менее приспособлены для вывешивания. Многие экипажи, даже 5-7 метровые подъемы брали на лебедке. И тут врывается наша команда, для которой 5-7 метров вниз-вверх – тьфу. Взяли точку, тапку в пол и наверх. Проехали до следующей и вниз. Тапку в пол и наверх. Зебра без сцепления и то взяла одну такую точку. Да, по болотам мы ездить не умеем, но во всем остальном были на высоте. Поняв, что без сцепления зебре не взять необходимого минимума точек, быстро оттянули ее в лагерь и за пару часов его поменяли. Представляете картину – умершая зебра на буксире покидает место боя. И через два часа врывается по полной и прыгая по оврагам, набирает необходимое количество баллов.

У другого экипажа Кремнёва Романа (Ромки 777) и Ключникова Анатолия (Толика 333) на крыше боевого автомобиля был привязан лист пенопласта. Так их достали вопросами – зачем. Тогда они сверху баллончиком с красной краской написали три буквы – «SOS» и стали говорить, что если вы увидите на болоте эту надпись, знайте, что машина под ней. Там много было различных приколов. Представьте картину – куча машин выходят на лебедках из оврага и тут наши парни с Кубани съезжают в овраг. Телевизионщики знают, что наши сейчас будут куражиться и прибегают к ним. Толик 333 съезжает в гидрокостюме на заднице в овраг следом за машиной и сидит в жиже. Ромка говорит Толику – фотографируй скорее и поехали, а Толик спокойно достает из-за пазухи “Сникерс”, говорит, что у него обеденный перерыв и начинает жевать.

Пусть и выбыв после второго дня из борьбы, наши экипажи получили поистине бесценный опыт, который не купишь ни за какие деньги. Ведь они — финалисты Кубка России по трофи-рейдам 2008.

© Владимир Котельников

Фотогалерея