Начало

За неделю до соревнований на душе было неспокойно, казалось, что поеду не фотографом, а штурманом. Так оно и случилось…

В то мартовское утро, разогнав будничную офисную меланхолию, бодрый голос отца в мобильном телефоне сообщил: «Поздравляю, ты едешь с Дэном в качестве штурмана!» До отъезда в Ростов на гонку оставалось несколько дней.

Ехать предстояло в славный город Ростов-на-Дону, где внедорожный клуб «Протектор 4х4» 20-22 марта проводил 1-й отборочный этап Кубка РАФ по трофи-рейдам в Южном регионе. Победитель по результатам всех этапов в ЮФО сможет поехать на Финал Кубка России, где сможет побороться с сильнейшими трофистами страны. Меня не покидало беспокойство, так как предстояло ехать в самой сложной категории ТР-3, а опыта участия в соревнованиях было не так уж и много.

Теперь пару слов о технике, на которой предстояло гоняться. Простой обыватель сможет без проблем определить исходного донора по значку Suzuki, закрепленному между передними фарами. Более продвинутый автолюбитель сможет заметить некоторые детали, характерные для Suzuki Samurai. Но взгляд упирается в неимоверно громадную резину диаметром около одного метра и в колесные диски с немецкой трехконечной звездой. Да, это действительно Suzuki Samurai с имплантированными мостами от Mercedes-Benz Gelandewagen, подвешенными на специально спроектированной подвеске. Основные преимущества мостов от Геленда — наличие штатных принудительных блокировок межколесных дифференциалов, а так же невероятная надежность. Этот монстрик, не смотря на малую крейсерскую скорость на асфальте, просто отлично чувствует себя вне дорог.

Опыт прошлых ростовских гонок подсказывал, что в этот раз опять будут небольшие, но достаточно глубокие речки и каналы. Поэтому для заплывов был приобретен специальный комбинезон для квадроциклистов, который по заверениям продавца совершенно не пропускал воду. Забегая немного вперед, скажу, что этот костюм не протекал первые 5 минут, и поэтому весь первый день я был совершенно мокрым. Так же мне были выделены резиновые сапоги (которые, кстати, тоже протекали) и армированная клейкая лента для приматывания сапог к костюму. По правилам необходим был шлем — мой велосипедный для этой цели вполне подходил. К этому шлему я примотал радиостанцию, дабы не утопить ее в ростовских речках. Ко всему этому собираю 3 полных комплекта одежды. Итак, все готов!

В пятницу, 19 марта, выезжаем из Краснодара. Прибыв в Ростов-на-Дону, я и Денис (водитель) отправляемся регистрироваться и проходить все административные проверки. Официальное соревнование под эгидой Российской автомобильной федерации отличается от традиционного повышенными требованиями как к общей организации соревнования, к судейству и к участникам. В дополнение к привычной заявочной форме потребовалось пройти медосмотр и получить допуск к соревнованиям, а так же приобрести лицензию водителя, дающую право на участие в отборочных этапах Кубка России. В итоге на всю «бюрократию» и техническую инспекцию было потрачено порядка 4 часов.

И вот, допуск с старту получен, машина к бою готова, нужно спать — завтра будет сложный день.

Огонь!

Ранний подъем, быстрый завтрак, «герметизация» одежды и в бой! Стройная колонна монстров разной степени монструозности начинает свое неспешное движение на стартовую поляну, находящуюся в 8 километрах от базового лагеря.

На поляне судьи выстраивают автомобили участников, организаторы запланировали общий старт. Мы тем временем рассматриваем на планшетном компьютере карту с контрольными точками. Эти самые контрольные пункты представляли собой белые таблички с цифрами, которые нужно было сфотографировать таким образом, чтобы один из членов экипажа касался руками одновременно и таблички, и автомобиля, и при этом должны быть отчетливо видны или стартовый номер, или государственный регистрационный. Разбиваю все точки на группы, очерчивая их на бумажной карте, выданной организаторами. Решаем начать сбор контрольных точек с самых дальних, чтобы в случае нехватки времени было ближе ехать к финишу. Как оказалось позднее, самые дальние точки оказались самыми сложными.

Старт! Большинство участников устремляется к ближайшим к старту точкам, а мы разворачиваемся и направляемся к дальним. Весь предыдущий день поливал дождик, поэтому дороги среди полей довольно сильно раскисли. На прямых участках быстрее 50 километров в час по чавкающей колее разгоняться не удавалось.

И вот добираемся до точки «С10». Сама точка установленная в речке в 20 метрах от берега речки. Разматываю заднюю лебедку, чтобы вытащить машину обратно из воды, зацепившись за растущее на берегу деревце. Денис выставляет машину для разгона и включает блокировки. Вперед! Машина, поднимая кучи брызг, плюхается в речку и не доплывает до точки каких-то 5 метров. Колеса легко прокапывают ил, и машина ложится брюхом на дно. Решаем лебедиться вперед. Но так как до противоположного берега более 50 метров, достаем специальный якорь. Цепляю якорь за трос передней лебедки и ползу за точку, попеременно проваливаясь в ил то по колено, то по пояс. Дойдя до приличных размеров пучка камышей, втыкаю якорь в дно за этим пучком. Встаю на якорь и командую Дэну наматывать трос. И я, стоя по колено в воде, начинаю медленно двигаться в сторону машины! Вбиваю якорь снова и опять плыву к машине. После 20-й попытки было решено вытащиться назад на берег и изменить траекторию входа в речку. А что бы вытащиться назад, нужно с тросом задней лебедки выйти на берег. Ситуацию осложнял тот факт, что этот самый трос зацепился за заднее колесо и намотался на мост. Плюс 15 минут на ныряния и разматывание троса. В итоге лебедимся за дерево и выезжаем. Дэн выставляет машину немного левее от предыдущей траектории и снова устремляется к точке. На этот раз машина беспомощно залегает на дно всего лишь в метре от точки! Фотографируемся и выползаем. Первая точка взята, осталось еще 23.

На шестой по счету точке, когда машина находилась по капот в глиняно-гравийной жиже, двигатель неожиданно заглох и перестал заводиться. Похоже, грязь набилась под звездочки, и провернулся ремень ГРМ. Нужно разбирать и промывать ремень. Ситуация осложнялась тем фактом, что машина практически уткнулась передом в дно ямы с жижей. И чтобы ее выровнять, нужно было найти и отцепить от бампера крюк лебедки. Плюхнувшись до пояса в грязь, я начал руками нырять к лебедке, раздирая кисти рук до крови об острые камни, плававшие в жиже. Наконец нащупываю крюк и вытаскиваю его на поверхность, цепляю лебедку за хиленькое деревце впереди. И вот, машина выровнена, можно начинать разбирать.

На наше счастье, к точке подъехал Волгоградский экипаж на «Фунтике» (2-хтонный прототип на базе Toyota Land Cruiser 80), который вытащил нашу машину наверх, после чего сам плюхнулся в эту яму, чтобы взять точку. Мы тем временем снимаем ремень ГРМ.

Через полтора часа, истратив 10 литров воды для вымывания грязи, Дэн набрасывает ремень и командует: «От винта!» Двигатель достаточно легко стартует и резво набирает обороты. Ставим кожух и надеваем ремни генератора и водяной помпы. Можно ехать дальше!

Продолжаем собирать точки. В 5 часов вчера решаем добирать оставшиеся возле старта точки, чтобы гарантированно успеть на финиш к 19:14, так как за опоздание на финиш — незачет СУ. При этом пришлось отказаться от взятия двух отдаленных точек, взятие которых могло бы занять достаточно много времени.
Последняя точка из группы, «С4», стояла в речке, которой заканчивался 50-метровый 45-градусный уклон с хилым деревцем в середине уклона. Решаем в любом случае брать точку. Дэн разворачивает машину и начинает спускаться к точке, а тем временем мне по шлему начинает нещадно барабанить град. Фотографируемся на точке и начинаем вылезать. Тем временем на вершине склона появляется зеленая «Нива»-пикап на портальных мостах от УАЗа по прозвищу «Крокодил». Водитель «Нивы» Андрей предлагает нам цепляться за него. Благоразумно соглашаемся и перецепляем трос лебедки на «Ниву». Выбираемся и едем на финиш, сдаваться…

На финише, получив отметку о финише и сдав флэшку с фотографиями, принимаем по порции «огненной», дабы немного отогреться, и выдвигаемся в базовый лагерь. Сушиться.

Из потерь за день подогнутый расширитель левой задней колесной арки, утопленная рация Дэна, выплывшая из машины на одной из точек и скрывшаяся в неизвестном направлении фирменная шариковая ручка «Come-Up». По результатам СУ-1 3 место.

Форс-мажор

Второй день — второй спецучасток. На этот раз старт в порядке мест, занятых на первом СУ, с интервалом в 3 минуты. Стартуем, довольно шустро берем первые три точки. Кстати, на этом СУ порядок взятия точек был четко определенным. Поэтому сложные точки были буквально облеплены экипажами, так как из-за отсутствия отсечек времени никто не хотел терять драгоценное время.

Благополучно и самостоятельно выбираемся по склону с точки «С4» (ее мы вчера взяли последней). К нам подбегает один из судей и говорит: «Гонка остановлена! Всем двигаться на стартовую поляну!» Приплыли…

Приезжаем на старт и узнаем, что из-за ошибки в координатах точек, организаторы остановили гонку. В ожидании решения проблемы пришлось около двух часов греться в машине, ибо я уже успел набрать воды в сапоги на «водных» точках. В итоге, все участники подписывают заявление об отмене второго спецучастка и о принятии результатов первого СУ в качестве итоговых.

Конечно, 3-е место — это тоже весьма неплохой результат, но у нас были все шансы улучшить его, так как на втором СУ мы достаточно быстро догнали впередиидущий экипаж. Но не судьба. Поэтому едем в базовый лагерь, снова сушиться.

Game Over

В лагере переодеваемся в последнюю оставшуюся сухую одежду и начинаем собирать вещи. Позже загружаем пепелацы в фуру, которая уходит в Краснодар. А сами остаемся ждать награждения…

© Владимир Котельников