Праздник к нам приходит!

Для миллионов россиян этот великий праздник — это наряженная елка, шампанское, салат «Оливье», мандарины и «Ирония судьбы». 31 декабря сервируется праздничный стол под новогодний эфир федеральных каналов. Люди готовятся проводить старый год и встретить новый.

И только спешащие домой люди могут увидеть, как за Энемом возле бывшего поста ДПС по покровом последней ночи в 2008-м году собираются полноприводные автомобили…

Новогодние куранты можно слушать не только в стенах родного дома. Можно провести новогоднюю ночь в горах, например, на плато Лаго-Наки. Но чтобы найти много снега, не обязательно ехать так далеко — все рядом!
Собер-Баш

Самая высокая гора в Северском районе — Собер-Баш. Высота горы более 700 метров. В 60—70-е годы гора была очень популярна в туристических кругах. Позже Собер-Баш потерял свое лидерство, хотя этого не заслуживает. Здесь есть все — удобные транспортные подъезды, прекрасные поляны, богатый своими дарами лес, чудесные виды с вершины, водопады, археологические памятники. В зимний период здесь чудесные склоны для горнолыжного катания, а летом по этим склонам скатываются любители горных велосипедов. И все это в 60 километрах от Краснодара!

Подъем на гору забетонирован, однако угол подъема достаточно велик. В летнее время проблем с заездом на гору нет, однако зимой, когда бетон покрывается ледяной коркой, одно лишнее нажатие педали газа, и вот машина уже скользит вниз, словно бобслейный болид. И если подъем преодолен, самое интересное начнется при спуске. Чтобы начать ничем неудержимый спуск вниз достаточно… просто ехать вперед! Автомобиль сам начнет соскальзывать по колее, протоптанной до обледенелого бетона. Поэтому бывалые джиперы советуют при спуске пускать одну сторону автомобиля по обочине, которая не затянута опасной ледяной коркой.

Прочь из города

Но вернемся к внедорожникам, которые за 2 часа до конца года стройной колонной начали движение по трассе Краснодар-Новороссийск. По трассе попутных машин не было, только встречные — люди, спешащие домой к праздничному столу. И только 2 десятка джипов разрезали темноту, уезжая прочь от города.

Возле Северской колонна свернула на засыпанную снегом дорогу в станицу Убинскую, которая находится у подножия горы Собер-Баш, именуемой в народе просто «Собер».

В Убинской вся колонна остановилась «вкрутить мосты» и спустить резину. Хотя термин «вкрутить мосты» можно применить только к УАЗам, у которых на переднем мосту установлены специальные колесные хабы, закручивающиеся приличных размеров шестигранником. Не смотря на долгую процедуру «включения» переднего привода, такие хабы очень надежны.

По данным разведки подъема на гору, проведенной за неделю до выезда, подъем заледенел, поэтому была очень высокая вероятность превратить Новогоднюю ночь в соревнования по бобслею. Но чтобы не портить праздник, спустить резину, увеличив пятно контакта с дорогой, решили до начала подъема. Уверенные в себе водители с «шоссейного» давления в 2 атмосферы спускали до 1 атмосферы. Более предусмотрительные — сразу до 0,5 атмосферы, из-за чего резина плющилась под вестом автомобиля настолько, что пятно контакта по площади становилось почти в 2 раза больше, чем пятно полностью накачанного колеса.

И теперь, когда все, что можно включить для увеличения проходимости, включено, можно начинать подъем!

Вверх, к звездам!

Когда позади остается последний домик станицы, попадаешь в царство снега и льда. Причудливые сугробы и занесенные снегом ветви деревьев подсвечиваются фарами внедорожников, поднимающихся по крутому склону. И когда очередной джип скрывается за поворотом, унося за собой единственный источник света, глаза адаптируются к темноте, и звезды на небосводе начинают гореть как бриллианты на черном бархате.

Но вскоре это царство наполняется светом джипов, расставленных по кругу. В центре круга зажигается костер, а рядом сервируется незамысловатый и без кулинарных изысков, но праздничный стол.

На капот монструозной полноприводной «Четверки» (ВАЗ-2104) ставится акустика, музыкальный центр и телевизор. Все готово, чтобы встретить грядущий год под звук кремлевских курантов. А пока можно расслабиться, потанцевать и пообщаться.

Постоянно подъезжают задержавшиеся и отставшие от основной колонные джиперы. Кто задержался, толкаясь в пробках по городу, а кто вдоволь поскользил по раскатанному подъему на Собер-Баш. Но все эти люди спешат встретить наступающий 2009 год в компании друзей, с которыми проехали не одну сотню лесовозных дорог.

И когда, стоя с фотоаппаратом на экспедиционном багажнике, окидываешь взглядом радостно гудящую толпу, понимаешь, что они действительно получают огромное удовольствие от всего этого.

И когда под утро этот праздник жизни закончится, довольные джиперы разъедутся по домам и будут проводить вечера напролет, общаясь в Интернете, в ожидании следующего внедорожного мероприятия.

© Владимир Котельников