Ладогу ждали долго, вступительные взносы были проплачены заранее – оставалось ждать и готовить автомобили. Последняя репетиция на «Папае 2006» прошла успешно. Машины вернулись без поломок и экипажи прикатали получше. Настрой был боевой. Особенно всех вдохновляло обещание спонсоров обратно отправить машины с Ладоги бесплатно, если займём призовые места. Поэтому с этими намерениями мы и стартовали с Исаакиевской площади. Первое на что обратили внимание, стоя на стартовом подиуме, это комментарий диктора. «Эти две машины, т.е. мы, выглядим просто «ДЕТЬМИ», по сравнению с теми «Монстрами», которые уже стартовали перед нами в категории «рейд» - круто. Но ничего СКИФы не сдаются. Тогда мы ещё не знали, что нас ждёт впереди.

День первый

Первый спец участок. Браво заезжаем на старт, спускаем колёса, и вот оно, его величество «БОЛОТО». Про болото и как по нему ездить, каждый из нас знал только из Интернета. Попытки Сторожа найти его у нас в крае и потренироваться заранее закончились неудачей. Поэтому два экипажа рассредоточились и попытались самостоятельно преодолеть это препятствие. Далее пишу от имени своего экипажа. Приметив на болоте сосну сантиметров 15 в диаметре решили взять курс на неё. Самостоятельно в болоте проехали два метра, закапались и посадили машину по подножки. Вперёд, назад, не гу-гу. Первое, что пришло на ум – это у нас есть лебёдка и спасительная сосна. Живо размотали трос, прицепили к дереву и жмём спасительную кнопку «намотка» на лебёдке. Лебёдка крутится, машина стоит на месте, а сосна стремительно приближается к нам – опа, неудача. Осмотрелись вокруг, больше сосен нет, а жаль. Вспомнили про сент-траки, начали их запихивать под колёса, но как подсказал будущий опыт, это делать было уже поздно. Вообщем была полная ж-па! И стало грустно. Тут поперёк болота к нам летит Ту-144 с удлинителем троса для лебёдки с криками: «Ура, сэнт-траки рулят» В тот момент это была единственная надежда на то, что мы сдвинемся с места хотя бы на метр. Размотав весь трос на лебёдке и присоединив к нему удлинитель удалось зацепиться за прочное дерево на островке. Засевшая по бампера и подножки в трясину машина, всем своим видом говорила: «Хрен вы меня отсюда вытащите» Мне сразу вспомнились картинки из Интернета – сидит машина в болоте по самые нихочу, перед ней гора трясины, лебёдка зацеплена через блок, но похоже уже сгорела, и по горло в воде впереди купается штурман. Тут я посмотрел вокруг. Но к сожалению никакой прессы и фотографов я не увидел – как обидно, придётся тонуть просто так, и об этом не узнает никто. Начали засовывать под колёса сэнт-траки и подтягиваться лебёдкой, и О-чудо! Машина начала медленно выползать наверх и черепашьими шагами потянулась к спасительному дереву. Это был наш первый опыт движения по болоту. Далее это мы проделывали много раз в различных комбинациях. Самой большой победой было, когда Сторож, без лебёдки и сэнт-траков проехал поперёк болота на машине без посторонней помощи. Но это будет потом.
Из того болота на дорогу мы выбрались часа через два или три. Далее от Ту-144 прозвучало, как потом стало ясно, единственное правильное решение «сливать» этот спецучасток (СУ) и ехать на второй, но тогда все рвались в бой и с криками «СКИФы не сдаются» мы врюхались в следующее болото – оно было другое. Очень даже приличный лес - чистенький, ровненький, зелёненький, много вокруг больших и крепко стоящих деревьев, а между деревьев опять родное болото. Если приноровиться, то можно ехать, но как только колёсами сорвёшь верхний слой, сразу можно петь песню про лебёдушку. Выскочив на дорогу мы пристроились в хвост колонны. Была засада – глубокие лужи по грудь и много болотного размешенного го-на. Брали это препятствие все машины по очереди, подошла и наша. Впереди слева, накренившись на правый борт, стояла белая иномарка с питерскими номерами. Возле неё суетился штурман с белобрысым хвостиком из под бейсболки. Начали лебедиться, справа утонул и намертво стал дизельный УАЗ Ульяновского авторемонтного завода. Пришлось лебедиться в разрез между УАЗом и иномаркой. И о господи, как сказала бы няня Вика: «МАМА ДОРОГАЯ» Штурманом у питерской машины оказалась женщина. Она проваливалась по пояс, а то и по грудь в грязную кашу болота и пыталась подложить под колёса сэнт-траки. Я стоя возле неё, и цепляя лебёдку за очередное дерево, испытал непонятное чувство неловкости. ТАКОГО я в своей жизни ещё не видел. Это было круто!!! А через открытую дверь машины виднелся шеф-пилот питерской иномарки – это был мужик. Он жал чистыми ботинками «пидальки» своего авто и чистыми пальчиками переключал рычажки раздатки. Я вошёл в ступор минут на пять. Первое, что пришло в голову, это предложить свою помощь штурману иномарки. Но оклик моего пилота «Что стоишь, цепляйся вон за то дерево» вернуло меня в строй. Я подумал нихрена себе, вот это ДА. Но мы ведь на соревнованиях, а не на дружественных покатушках и надо поскорей выбираться из этого дерьма.
У второго экипажа накрылось сцепление прямо в этой «луже». Они попытались вылезти из неё на лебёдке. Для Ту-144 появилась возможность пообщаться с коллегой штурманом. И ещё один сюрприз, она говорит только по английски. Я в школе читал Некрасова – «про женщин в русских селениях». Но что толкало эту женщину на этот подвиг, не знаю. Наверное или чувство большой любви к шеф-пилоту (я бы на её месте, утопил бы его) или большие деньги, которые она заплатила за путешествие на Ладогу, в качестве участника.
Далее решили разделиться. Машину Сторожа отправили самостоятельно на финиш, там стояла наша техничка. Пройдя ещё по дороге и преодолев несколько засад, мы повернули направо в лес. Но как и ожидалось это было болото. Если докопаться до твёрдого дна, то это будет как раз по пояс или грудь. Вроде получается двигаться, но при неудачном манёвре застреваем между деревьями. Ситуация осложняется тем, что задние колёса зажаты деревьями, плюс одно колесо разбортировалось. Попытались вытянуться лебёдкой, но кевларовый трос рвался как простая верёвочка. Времени было пол второго ночи. Надеялись на наш второй экипаж, что они подчиняться и вытащат нас назад из западни (урок первый нужна задняя лебёдка). Помощ пришла неожиданно. Мимо проходила команда из трех УАЗов и они нас выдернули назад. Большое им за это спасибо, хотя они могли этого и не делать, ведь это соревнование. Забортировав колесо мы рванули к финишу. В пол шестого мы вышли на финиш первого СУ, там ещё находился судья. Но записав наш стартовый номер и время прибытия, он закрыл финиш. Вторая машина вышла к финишу через полтора часа. Результат первого дня не вдохновлял. Первый СУ- незачёт (не вложились в контрольное время) Второй СУ тоже не зачёт, физически мы на него просто не могли попасть. Норму времени для прохождения первого СУ организаторы определили как два часа тридцать минут, мы его штурмовали восемнадцать часов. Забегая вперёд скажу, что в норматив не вложилась ни одна команда и этот факт позволил нам в будущем продолжить гонку. Перегон в лагерь 125 км.

День второй

В лагере успели только позавтракать и поменять сцепление на машине Ветала и стартер на машине Сторожа. И снова перегон 125 км и старт третьего СУ. Назывался он «три или четыре брода», но это не меняет сути. Когда заехали на СУ представилось необычное зрелище: слева болото, справа лес и вокруг хаотично ездиют прототипы и квадрики. Что делать никто не знал, кроме ТУ-144. Он взял легенду, GPS, показал пальцем на болото и сказал - нам туда. Никто не хотел туда лезть. Все спросили - а вторая точка где? Последовал ответ – сорок метров в болото, потом направо. Направо, метров через сто, был приличный брод и лес. Сторож сказал: «А может быть возьмём GPS в руки зайдём в болото, отметим точку, вернёмся, сядем в машины и поедем направо. На что наш главный штурман ответил, что мы приехали на Ладогу и её надо честно пройти. Здесь его не поддержал никто. Сторож одел сапоги, взял в руки GPS и вместе с ТУ-144 пошёл в болото. Они прошли 40 метров по болоту, повернули налево, прошли ещё 20 метров и вышли из болота позади наших машин метрах в 15. Оказывается мы уже стояли на этой точке. Сторож вслух высказал своё недовольство. Здесь наши стройные ряды дрогнули и мы решили поэкипажно самостоятельно идти по маршруту. Ехали по лесу, спускались по крутому откосу, брали небольшие броды. Доехали до другого болота и поняли, что лучше ехать вместе и держаться друг-друга. В болоте решили попробовать новую тактику. Двумя экипажами провести одну машину, потом другую. Естественно получилось, но потеряли много времени. Не эффективно. Выбрались на другую сторону болота, вроде лес. А оказалось, чем дальше в лес тем глубже болото, оно нас просто засасывало и не хоело отпускать. У Сторожа впервые в дерьме запищал ГУР, не ремень а насос. «Ничего» - сказал наш главный штурман – «сейчас выйдем на дорогу и будет все ОК». Что на карте называлось дорогой выглядело удручающе - то же болото, но по нему перед нами кто-то проехал. Под колёсами обнаружили поперёк наложенные палки и брёвна. Так вот что такое «ГАТЬ»!!! Радовались мы, как маленькие дети.
По времени уже не укладовались в отведённое время. По опыту предыдущего СУ решили сходить и идти на четвёртый. Но тут возникло обстоятельство непреодолимой силы, так называемый форс-мажор. Мы не смогли найти ту дорогу налево, которая позволяла нам это сделать. Её просто не было. Ту-144 одел даже на кепку, тайное оружие СКИФских штурманов (GPS антену) и как иноплонетянин молча носился по лесу, даже не замечая наших подколок. Вообщем, спасительную дорогу мы так и не нашли, пришлось продолжать движение по легенде. Выехали мы из болота уже в сумерках. СУ закрылся в 21 час и мы решили двигаться по направлению к лагерю. Здесь ТУ-144 был на высоте и неимоверными путями всё-таки вывел нас на асфальтовую дорогу. Спать хотелось страшно, уже заканчивались вторые сутки без сна. Сторожу уже мерещились не то бегающие человечки, не то берёзы, а я просто отключался за рулём и ничего с собой сделать не мог. Когда подьехали на старт 4-го СУ (ночное ориентирование) то узнали , что старт уже как пол часа закрыт. Судьи сказали, что они могут закрыть глаза на наше опоздание, но электронный чип не обманешь. Решили не стартовать, а ехать в лагерь и отоспаться.

День третий

Сто грамм водки сделали своё дело. Где прилёг ночью, там утром и открыл глаза. И о! Его величество «СОН»! Утром все буквально почувствовали прилив сил и желание ехать и бороться дальше. Похоже, в то утро произошёл перелом - адаптация закончилась, и как говорится в рекламе, «детские игры уже закончились».
Но у нас за плечами было четыре непройденных СУ, по регламенту гонки мы выбываем из зачёта. На Ладоге стартовые ведомости следующего СУ вывешивают раньше результатов предыдущего. В стартовых ведомостях на 5-й СУ мы были, а результаты четырёх предыдущих СУ никто даже и смотреть не хотел. Решили играть ва-банк, собрались и поехали на старт, тем более спец участок назывался «Тропой не то пьяного лесоруба, не то кривая тропа лесоруба». Вообщем все поняли, что это должно быть не болото, а наша лесовозная колея. И все, не сговариваясь, с криками «СКИФы не сдаются» кинулись в бой. Пусть не в зачёте, но мы на этом СУ «ПАРВЁМ всех»,. Такого мощного нашего старта не ожидала ни одна из команд Рейда. На первых 500-600 метрах мы обошли четыре команды. Ветал, гребя своими блокировками, просто расталкивал всех соперников. А в эфире и на весь лес раздавались крики СКИФов: «ЭТО НАША КОЛЕЯ, И МЫ БУДЕМ ЕЁ ДОИТЬ». Похоже это подействовало на соперников. Команда Словаков на обочине бурно приветствовала нас поднятыми банками пива и провожала нас восхищёнными взглядами. Похоже, они сошли с этапа.
Колея была похожа на нашу с той лишь разницей, что вместо глины была торфяная каша. Глубина её иногда достигала по верхние кромки колёс. И она так «ЗАСАСЫВАЛА», что на первой пониженной УАЗка прокрутить колёса не мог. Чтобы в этой колее тронуться, надо применить лебёдку. Тактика ставить одну половину колёс на лесную кромку, а другой падать в колею оправдала себя полностью, что мы и хорошо умеем делать, несмотря на приличные крены. Километра через полтора - два мы выбились в лидеры, но фортуна сказала: «подержали меня за хвост – ХВАТИТ, имейте совесть». Ветал разбортировался в колее. Когда нас обходила одна из команд, их штурман скомандовал: «обходим справа желтые шапочки». Сторож возмущённо «КАКИЕ ТАПОЧКИ???». Все его успокоили «ШАПОЧКИ». На жёлтых дьяволов мы не тянули, поэтому желтые шапочки тоже ничего. Дальше начало буксовать сцепление у Сторожа, потому что пробили кожух сцепления и туда набилась грязь. Оказывается у УАЗика есть волшебная дырочка. Если туда залить литра два воды и потом резко понажимать на педаль сцепления, то оно начинает работать – здорово!
Вообщем, ехали мы ехали, и наконец увидели фото и кино корреспондентов. Это означало две вещи – финиш рядом и будет полная ж-па. Ветал не упустил момента, он на каждой кочке ставил своего коня на дыбы и рычал на весь лес, благо глушитель он себе заблаговременно оторвал полностью. Корреспонденты ему отвечали взаимностью, они падали в колею, ложились под машину и залезали в кабину объективами – им хотелось сфотографировать тех, кто дошёл до финиша этого СУ. Нам со Сторожем похвастаться было не чем. Поэтому на финише, когда я увидел завязанный в узел вокруг моста глушитель, я закричал корреспондентам: «Смотрите! Смотрите!» и указал пальцем на это безобразие. Корреспонденты лежали под машиной и фотографировали наш глушитель. Наше самолюбие было удовлетворено. Не физиономии наши покажут, так хоть задний мост нашего УАЗки. УРА-А-А!!!
На 5-ом СУ мы впервые вложились в норматив и даже вошли в десятку лучших. Настроение было боевое и мы направились в новый лагерь на берегу Ладожского озера в сторону города Са-а-артава-а-алы. Место для лагеря выбрано было прекрасное - озеро, песок, пляж, сосны. Всё настроение портило то, что в списке зачёта мы были прописаны красным цветом, а это означало, что мы вылетели из зачёта. Но после выпитой бутылки пива, к ТУ-144 приходит гениальная мысль – накатать в КСК заявление от СКИФов. Так как на первом СУ ни одна команда не вложилась в зачётное время, просим этот СУ в зачёте на выбывание не рассматривать. И всевышний услышал нас, через пол часа решение КСК было положительным, и мы оказались в ЗАЧЁТЕ. В списке мы были чёрным цветом. Радости не было предела, но чтобы стартовать на следующий день в пляжной и дюнной гонке нам за одну ночь надо было перебрать бортовой редуктор переднего моста, поменять корзину и диск сцепления на машине Сторожа и снять лебёдки, передние и задние бампера и багажники с обеих машин. Ночь была длинная.

День четвёртый

Утро выдалось дождливым и холодным, температура воздуха плюс пять. Собрали общее собрание СКИФов. О замене руководства личного состава никто не возражал. Особенно была приятна новость о том, что у нас наконец появился спонсор, и он готов покрыть большую часть наших расходов.
Пляжная гонка начиналась в 14-30, поэтому успели подготовить машины. Спасибо нашим механикам. С ними нам особенно повезло. СУ-6 представлял из себя змейку по берегу озера с заездами в воду. Опасность состояла в том, что сбитая вешка и превышение норматива времени влекло к незачёту СУ. Первым, как обычно, не особенно церемонясь, на старт заехал Ветал. Судьи даже растерялись – «А кто это такие? почему не знаем? А-а, это Краснодарцы, а мы вас и не узнали» Для всех это был сюрприз, никто не решился на такое кардинальное перевоплощение. Вторым стартует Сторож и оба привозят зачёт. Радости нет предела. Сразу заезжаем на дюнную гонку. Трасса представляет собой извилистую дорожку с подъемами, трамплинами и поворотами. Ситуация осложняется тем, что чем позже стартуешь, тем глубже колея. Перед нами стартуют два Land Rover из Калининграда на лапландеровских мостах. И оба сходят с дистанции, они не могут подняться на холм с поворотом. Слишком мягкие пружины и амортизаторы не позволяют им это сделать. Подвеска входит в резонанс и они на подъемах роют глубокие ямы. Вся надежда на короткоходную, жесткую, рессорную подвеску наших УАЗов и секретное оружие СКИФов (тапку в пол). Секретное оружие сработало на 100%. По результатам двух СУ, пляжная и дюнная гонка – мы заняли третье место. Радости не было предела. Мы прыгали и кричали «УРА! УРА! МЫ В ЗАЧЁТЕ!!!» Так на Ладоге свои эмоции не проявлял никто. Наверное, так радоваться могут только сильные люди. Потом мы отметили нашу победу. Местный магазин в соседней деревне перешёл на индивидуальный график работы по обслуживанию СКИФов. Наверное, мы им сделали недельную выручку, а может и двухнедельную, а может и трёх, не знаю. Но было хорошо. Правда за эту ночь надо было обратно собрать обе машины, с чем мы и справились.

День пятый

Утром встали, позавтракали - кто смог. До старта 8-го СУ перегон 52 км. Но произошла небольшая заминка. Оказывается вокруг города Са-а-артава-а-ала такая глухомань, что в радиусе 40 км нет ни одной заправки. Те кто на Ладоге не первый раз, а такие оказались все, кроме нас, об этом знали и заранее выехали и сделали крючок в 70 км. Но нас организаторы не предупредили, пришлось устраивать по местным деревням не трофи-рейд и не ралли-рейд, а гонки формулы-1 на УАЗках. Вообщем с горем-пополам мы еле успели на старт. Название СУ не предвещало ничего страшного «Каменный асфальт», но это была замануха. Когда подъезжали к заправке мы переехали небольшую речку со скромным названием «УКСА». Сторож схватился за голову и закричал: «Я так и знал – это случиться сегодня - мы утоним. У меня дома куча кассет и все там тонут в этой реке» Но СКИФы не сдаются.
Старт был лёгким, переехали пару гатей и вышли к болотной реке, но это была не Укса. Навстречу нам бежал парень в одних трусах, весь мокрый и дрожащими губами повторял: «Я так и знал, я так и знал». Что ты знал? «Я был лидером в гонке, взял чуть правее и утопил свой УАЗик, берите прямо, удачи». Его УАЗ уже вытащили из воды, он стоял справа. Ощущение было не из приятных. Пришлось готовиться к броду, закидали все свои вещи на багажники и залезли наверх сами. В машинах остались только водители. ТУ-144 замотал свои заброды на груди изолентой и полез в воду. Оказалось по дну реки проложен узкий мостик и по нему надо проехать. Шаг вправо, шаг влево и УАЗик уходит в воду по крышу. Этот мостик не обозначен никак, только направление. Перекинули трос лебёдки первой машины на другую сторону, а трос лебёдки второй машины зацепили за задний крюк первой машины. Тут вспомнили о шланге, который нам дал Володя69, в Краснодаре перед отъездом. Сказал в броду пригодиться. Надели его на оторванную выхлопную трубу и подвязали к двери. Мимо проходил Евгений (наш механик) и он заботливо вставил в другой конец шланга оторванную часть глушителя и подвязал его уже к багажнику. Так совершенно случайно получилось ещё одно секретное оружие СКИФов, под кодовым названием «САМОВАР». Когда один из штурманов, подъехавших сзади машин, подошёл к нам и увидел самовар, у него глаза полезли на лоб. Мы не стали ему говорить, что это наше секретное оружие, мы из скромности сказали, что это так, случайно получилось.
Вообщем мы полезли в воду. Было все прекрасно, только на выходе Ветал взял чуть правее и упал на правый бок. Следом пошёл Сторож, он уже лебедился за Ветала. Взял чуть левее и свободно вышел на другую сторону. С машиной Ветала пришлось повозиться. Правое колесо ушло под бревно или корягу и усилия лебёдки не хватало, чтобы вырваться из плена. Решили применить Хай-джек, подняли машину на полную высоту и потянули лебедкой. Машину вытащили а Хай-джек не выдержал и согнулся под 90 градусов. Этот сувенир мы привезли домой.
Пока проходили это препятствие слева развернулась целое представление с печальным концом. Мужики, стоявшие за нами в очереди на брод, не вытерпели, пошли его брать слева от нас по глубине. Их штурман вплавь перебрался на другую сторону и зацепил лебёдку за дерево. Первой пошла TLC-70. Так как она иномарка, она имела больший запас плавучести, чем УАЗ. Она поплыла и на лебёдке выбралась на другую сторону. Проделав тоже самое УАЗ - затонул по самую крышу. Ребята выбыли из игры.
Дальше мы поехали по лесу и вышли к старому полуразрушенному мосту. У него сохранились брёвна, которые лежали вдоль на расстоянии полуметра друг от друга. Брёвен, которые должны лежать поперёк, существенно не хватало. Вспомнили о сэнт-траках, оказывается они помогают не только на болотах. Сзади нас «коммандосы» на Патруле очень неудачно зашли на мост о провалились всеми колёсами сразу. Похоже они тоже после этого этапа выбыли из зачёта.
Мы рвались к финишу, под колёсами действительно была большая гладкая глыба, похожая на асфальт. И наконец вот он знаменитый брод через реку «Укса», в котором все тонут. На тех комиссии удалось разговориться с местным пилотом. Он сказал, что самое опасное место на Ладоге – это «Укса». Сильное течение, много больших камней и глубоких ям. Попадаешь в яму или мостом садишься на камень и течение тебя сразу сносит. Это я запомнил хорошо. Еще он мне посоветовал пинками выгнать своего штурмана в брод и чтобы он нашёл проход, он там есть. Он не знал, что я и есть штурман, так, как я сидел за рулем УАЗа Ветала.
Большое количество фото и кинорепортёров, говорило о том, что все ждут нашего затопления и готовы всё это заснять на плёнку. Попытка разговорить девчонок с фотоаппаратами где глубже, а где мельче закончилась неудачей, они хитро улыбались и говорили «не знаем». ТУ-144 попытался перейти реку в брод пешком. Но течение было настолько сильным, что попав в яму, его снесло и он набрал полные телепузики воды. Второй заход был более удачным и первый экипаж решил штурмовать реку прямо в лоб по наикратчайшему расстоянию. Перебравшись на другой берег ТУ-144 привязал фал лебёдки за дерево и Ветал с разгону прыгнул в фарватер. Машина поплыла. Ветал дал газу и Симексы начали работать как лопасти у старых пароходов. ТУ-144 тянул к себе УАЗку на верёвочке. Слава богу УАЗка не успел затонуть и передние колёса хапнули другой берег - дело было сделано, один уазик стоял на другом берегу. Теперь предстояло это препятствие преодолеть нам.
Когда мы со Сторожем обсуждали этот брод, то было заметно ряд перекатов, которые спускались виз по реке. А выход был напротив нас. Идея возникла сразу - спуститься вниз по перекатам, а потом подняться по фарватеру вверх. Но перекаты могли создавать большие камни о которых предупреждали ранее. Когда Ветал нырял в брод одна из девчонок - фотографов проговорилась: «Они идут по самому глубокому месту». Значит есть мелкое. Идея с перекатами окончательно взяла верх. Осталось только раздеться, одеть заброды и залезть в холодную воду. Выбирать мне не пришлось – ведь я и есть тот штурман, который ногами должен найти проход. Опыт преодоления горных рек помог довольно быстро найти проход между камнями до средины реки. А дальше, как ни странно, фарватер вверх оказался мелким. На выходе был неприятный камень, я споткнулся об него и набрал воды в телепузики. Но радость того, что я нашёл этот проход была настолько велика, что холода я и не заметил. На обратном пути я станцевал чечётку на плоском большом камне посредине реки. Это было сделано для репортёров, ведь они сегодня не смогли заснять наше затопление. По просьбе девушек с фотоаппаратами, которые подсказали проход, я станцевал чечетку ещё раз - на бис, специально для них. Дальше провести машину Сторожа через брод не составляло большого труда. Когда вышли на другую сторону воды в салоне было не больше сантиметра на полу. Переоделись и поехали дальше. Пару небольших бродов и засад - мы на финише. «УРА-А-А!!!» мы опять вложились в контрольное время «МЫ В ЗАЧЁТЕ!!!» Гонка продолжается.

День шестой

На шестой день организаторы «Ладоги» приготовили сюрприз. Был заготовлен совершенно новый СУ – назывался он «Два водопада». На этот СУ первыми решили пустить категорию ТР-2 и «Рейд», то есть нас.
По жребию мы должны были стартовать в числе первых. На старте нас обступили конкуренты (другие команды) и стали с интересом рассматривать наши машины. ТУ-144 подмигнул мне и громко, чтоб все слышали говорит: «Может передние мосты включать не будем?». Я поддержал его игру. «Посмотрим, может и раздатки включать не будем». Конечно это была шутка, но она говорила, что мы уже вкатились в формат соревнования и не чувствовали робости перед соперником. Стартуем. Вначале всё идёт хорошо, немного подлебедились и принялись догонять Ветала. Заходим в г-но между деревьями, вроде ничего плохого не видно. Машина уходит по бампер – лебедимся. Переднее колесо упирается в пенёк, где-то там внизу и лебёдку приклинивает. Пытаемся поднять машину Хай-джеком. Получается, но рулевая тяга погнута так, что руль в одну сторону не хочет поворачиваться никак. Принимаем решение ремонтироваться на месте. Теряем драгоценное время, нас обходят лидеры. Поднимаем машину домкратом и пытаемся, подставив пенёк под тягу, выпрямить её на машине. Не получается, приходиться тягу снять с машины и рихтовать её на земле. Получилось. Ставим её наместо и вперед. Сначала лебедимся наверх, потом лихо скатываемся по камням к подножью водопада. Водопад по местным меркам может и большой, но нас не вдохновил, видели и побольше. Дальше движемся по руслу реки и подходим к подножью второго водопада. Сразу я и не понял, что надо делать. Оказывается у самого основания, где больше всего брызг, стоит КП. Там надо отметить электронный чип. Когда нам накануне рассказывали об этом СУ, я грешным делом подумал, что надо карабкаться по водопаду вверх и я уже готов был это делать. Но оказалось, что выход из реки и крутой подъём находится слева от водопада. Выходим из реки и Ветал начинает лебедиться на крутой подъём. По требованию организаторов лебедиться надо обязательно через блок и должна быть организована страховка. Оказывается организаторы предусмотрели несколько параллельных подъемов. Это случайно узнаёт Сторож. Начинаем подъем параллельно. Как ни странно, но наш подъем прямей и короче. С задачей мы справляемся быстрей. Вот она незавидная роль первой машины – им всегда достаётся больше. Но мы так договорились. Идём на помощь первому экипажу. Подъем настолько неудобный, что надо лебедиться с поворотом. Ветал пытается помочь колёсами и зажимает левую переднюю стойку лобового стекла об дерево. Из под капота повалил едкий дым горящей проводки. Хватаемся за огнетушитель и аварийный ключ отключения питания. Помогло. Отрываем проводку, которая идёт по крыше. И вперёд наверх.
На одном из поворотов замечаем разбитое лобовое стекло. Ещё немного и долгожданный финиш. «ЗАЧЁ-Ё-ЁТ!!! Потом, после финиша мы узнали, что на одном из подъемов перевернулся и лёг на крышу Калининградский Land Rover. Крышу он продавил до сиденья штурмана, хорошо, что его там не было, как всегда бегал по лесу.
Вечером в лагере случилась неприятность. УАЗ Ветала, который простоял полтора часа, сам покатился вниз в сторону озера. Раздавил кухню команде Иркутских джиперов, ударился об сосну и остановился. Хорошо, что в лагере у них никого не было. Когда они вернулись, естественно расстроились, но когда они обнаружили водку целую и невредимую – радости не было предела. В компенсацию нанесённого ущерба мы проставили им ящик пива. До утра пришлось заниматься рихтовочными работами, а также меняли сцепление и рулевые тяги на машине Сторожа.

День седьмой

Десятый СУ начинался недалеко от лагеря, в 2-х км. Старт был прямо с дороги в лес. Наверное, мы уже привыкли к ритму гонки и как-то на душе было спокойно и хорошо. Уже по-летнему начинало светить солнышко. Пройдя немного по лесу вышли к небольшому болоту. Удачно в него зашли и Сторож без сэнт-траков и лебёдки сам проехал его поперёк. Правда на выходе пришлось лебедиться. Дело в том, что заход в болото участники определяют сами, в рамках коридора. А выход из болота обычно ограничен различными обстоятельствами и все машины зачастую выходят в двух-трёх местах. И место выхода обычно уже разрыто другими машинами. Приходится лебедиться. После болота сразу лес и колея. Поспешили и не подкачали колёса поэтому разбортировались. На этом СУ для нашей машины была фатальная невезуха, в общей сложности мы разбортировались раза четыре и всё время переднее правое колесо – это не спроста. Дальше петляли по лесу, шли по ручью, и опять по лесу. Организаторам показалось мало болот на этом СУ и мы вышли ещё к одному болоту. Посредине болота островок, там стоит КП с судьёй. Как и в прошлом болоте заходов много, а выход один и то все машины лебедяться за одно дерево. Тросы с корозащитками похожи на ромашку – бедное дерево.
Зашли в болото не очень удачно. После этого болота я чётко усвоил: если кочки темно-зелёного или красноватого оттенка, то туда смело можно ехать, если светло зелёного, то лучше туда не соваться – утонишь сразу. Правым колесом въезжаем в самую топь и погружаемся по фару. Ой-ой-ой!!! Машина сразу завязла и лебёдка тянуть отказалась. Пришлось ставить блок. Пока под колёса не засунули сэнт-траки, болото всё время повторяло: «Вашу машинку не отдам, она мне очень нравится». Наконец мы вырвали нашу машину и послали это болото ко всем чертям. Отметились на КП и полетели дальше. Но похоже «Болото» запомнило, что мы его послали и передало наш «НАХ» своему собрату. И проехав немного, небольшая лужа нам отомстила. Первым пошёл Ветал, лебёдку заблаговременно закрепили на том «берегу». Машина медленно начала погружаться в эту бяку. Погрузившись по фары машина стала издавать фыркающие и чихающие звуки. Тут под водой отказалась работать лебёдка, стало совсем грустно. Грязь в салоне по верхние кромки сидений. Хорошо, что лебёдку Сторожа, зацепили за задний крюк Ветала заранее. Пришлось вытаскивать машину назад. Ветал отступил и стал просушивать двигатель своего авто. Мы со Сторожем пошли слева. Прошли довольно-таки легко. Просушившись, Ветал не стал ждать, пока мы вылезем на другую сторону снова ринулся в грязь, только справа. Там была грязь не лучше предыдущей. Испытание грязью движок УАЗки не выдержал, двигатель заглох окончательно и заводиться не хотел. Для того, чтобы вытащить из грязи мёртвую машину пришлось соорудить инженерное приспособление из двух лебёдок, двух корозащиток и одного блока и тянуть под углом 90 градусов, благо опыт есть. Машина медленно, но приближалась к другому берегу. На суше обнаружили, что лопнул корпус одной из двух катушек зажигания Михайлова и искра не подавалась в цилиндры. Достали обычный УАЗовский трамблёр и воткнули его на родное место. УАЗка снова зарычал и сказал, что он снова готов в бой. Дальше начинался просто напросто слалом между деревьями с подъемами и спусками. Сторож начал жаловаться на гидроусилитель – тугой, все списали это на его усталость. При неудачном манёвре между деревьями мы сорвали три кронштейна крепления багажника с правой стороны – можно было считать, что багажник просто лежит на крыше. Ветал уже убежал вперёд, поэтому перегрузить запаску и сэнт-траки было некуда. Начали привязывать верёвками багажник к крыше. ТУ-144 по рации предложил скинуть багажник и запаску в лесу, после финиша вернёмся и заберём. НЕ-Е-Е-Т!!! Подумали прижимистые Кубанцы, а вдруг запаску утащит енот-полоскун. Тем более, это был совершенно новый SIMEX с технички Аркадия. Вот мы и харились с этим баулом на крыше до финиша. Зато было весело и есть что вспомнить. В очередной – четвёртый раз, когда разбортировались, я слишком быстро бегал вокруг УАЗки и наткнулся глазом на открытую дверь. Вообщем как в армейском анекдоте. И вот со всем этим привязанным барахлом на крыше, с подбитым глазом и умирающим ГУРом мы финишировали. Потом мы узнали, что мы еле-еле вложились в контрольное время, НО ВЛОЖИЛИСЬ!!! Гонка продолжается!!! УРА!!!
Дальше был перегон 200км, дорога проходила почти по берегу Ладоги, было очень красиво и много деревень. На этой «Ладоге» спонсоры совсем зажмотились, и нам не выдали ни одной банки пива. Пришлось пиво брать в местных магазинах. Поэтому спонсорскую помощь мы оказывали не только «Золотой Бочке», но и «Карлсбергу», «Лёвенбрау» и другим производителям пива.

День восьмой

Лагерь располагался на огромной живописной поляне. Казалось, что гонка уже закончилась, потеплело и никуда не хотелось уезжать. Но организаторы позаботились, чтобы последний 11-й СУ был самым тяжёлым и кровожадным, ведь гонка приближалась к концу и лидеры должны побороться за победу. По традиции на Ладоге первый и последний СУ самые тяжёлые. Первый мы прошли, но не вложились по времени, поэтому дело нашей чести было пройти последний СУ и вложиться в норматив.
От лагеря до старта 11-го СУ - 18 км по лесным дорогам. Я считаю, что организаторы смело могли записать этот отрезок в сам СУ – дорога была убойная. На это мы не рассчитывали, поэтому опоздали на старт на 30 минут и стартовали последними. Терять нам было нечего и мы резво побежали вперёд. Сразу после старта на обочине стояли два экипажа из Калининграда. На лицах у них было написано, что они сходят с гонки специально. Видимо, от результатов этого СУ, они уже не могли рассчитывать на призовые места. Решили поберечь машины. Они просто знали, что нас ждёт впереди. Но мы этого не знали и неслись на всех парах по трассе. Быстро догнали лидеров. Все собрались на краю озера в большой луже. Первая машина объезжала слева дерево и ушла по приборную доску в грязь. Как ни странно, её вытащили, она завелась и поехала дальше. В этой машине узнавалась дизельная TLC-70. Вообще на Ладоге, таких машин было много, они даже выступали донорами для постройки прототипов. Это было видно по раме и кованным, изогнутым рычагам крепления переднего моста. Но УАЗов было больше.
Когда мы подошли к этому месту, похоже дерево это было свалено недавно и преднамеренно. В эту западню и попалась первая машина. Питерцы, Финны, Петрозаводчане начали прыгать через дерево, и только СКИФы распилили его и поехали дальше, ведь мы на победу не идём. На выходе лебедимся и вперёд. Догоняем Петрозаводские две машины – ремонтируют рулевую сошку на ГАЗ-69, из трёх машин у них осталось только две. А у нас со старта было только две, поэтому мы себе позволить бросить машину не могли изначально. Сторож говорит, что гидроусилителю руля пришёл «конец», то-есть он сломался и руль становится тугой, как на простом УАЗе, только с большими колёсами. Судьба специально подготовила нам это испытание, мы подъехали к каменоломням. И начался каменный триал, руль крутился неимоверно тяжело. Сначала были небольшие горки, но чем выше мы поднимались, тем они становились всё круче и круче. На самом верху мы встретились с «котлетами» (прототипы). Это могло означать одно: или мы залезли на трассу прототипов или они заехали на нашу. Но их было много, а мы одни. На самом верху мы увидели Ниву на Свамперах, необычное зрелище, даже сфотографировали её. Расплата за свампера наступила незамедлительно, на камнях они меняли заднюю или полуось или пару. По бортовым номерам означало, что они из категории «Туризм». Мы были удивлены. Оказывается последний СУ был спланирован так, что все категории стартовали из разных мест, а каменный триал был один для всех категорий и для «Туризма» и для «Прото» и для всех остальных. Вот здесь и определялись лидеры.
Дальше было болото, особенность которого была в том, что длинна его составляла метров 100-150 и ни одного деревца, за которое можно залебедиться. Такой длинны удлинителя у нас не было. Попытка зайти в болото и двигаться по нему с помощью только сэнт-траков, окончилась неудачей, нас вытащили назад на лебёдке. Пришлось менять тактику, зашли в болото с самого левого края, добрались до другого берега и вдоль него вышли к выходу. Из болота было только два выхода. Все категории и только два выхода! Пришлось за него бороться. Кто первый, того и тапочки.
Дальше начался опять каменный триал. Пришла и моя очередь сесть за руль, так –как он был просто чугунный. Маневрировать между камнями и деревьями при том, что машина стоит почти вертикально, мордой вниз – это незабываемо. Когда трасса приобрела очертания дороги, запросили у ТУ-144: «Сколько до финиша? Успеваем по времени?» в эфире услышали ответ: «Километра четыре. Успеваем» Все облегчённо вздохнули. И тут за поворотом оказался сюрприз, который ТУ-144 для нас и придумать не мог. Мы увидели ФИНИШ СУ-11 и ФИНИШ ВСЕЙ ЛАДОГИ!!! Даже с нашим штрафным временем, в тридцать минут мы финишировали, не только в зачёте, но и по моим подсчётам четвёртые или пятые.
Далее был перегон в 60 км и заключительный лагерь, среди сосен на берегу озера. Горел прощальный костёр и вручались грамоты за участие, тем кто смог пройти всю Ладогу. Мы были в их числе. Мы смогли сделать то, о чем в середине соревнования только мечтали.

День девятый

Девятый день заключался в перегоне авто из последнего лагеря в Питер по шоссе. Расстояние 150 км. Вечером на Исаакиевской площади будут награждать победителей Ладоги. Утром встали не торопясь, успели позавтракать и начали разбирать и упаковывать свои вещи. Как ни странно, но половина вещей оказалась в техничке. Если бы гонка продлилась ещё неделю, то техничка наверное сдвинуться бы с места не смогла. В неё барахло прибывало в геометрической прогрессии. Собрались, времени хватило и на демагогию.
Когда мне задают вопрос: «Ну как там на Ладоге?» Чтобы долго и нудно не рассказывать, я всем пересказываю диалог со Сторожем. Он очень полно передаёт те чувства и эмоции, которые остаются от Ладоги. Задаю вопрос Сторожу: «Если бы спонсор оплатил подготовку машин, оплатил все расходы, связанные с гонкой, то за какую зарплату, ты бы ещё раз поехал на Ладогу?» Сторож подумал и ответил: «ЗА 10 000 ЕВРО!!!» Я чуть со стула не упал. Круто! «А если никто таких денег не заплатит» - не унимался я: «тогда что?» Сторож подумал и произнёс ту фразу, которую в его ситуации произнес бы любой из нас, прошедший это соревнование. «ТОГДА ПОЕДУ БЕСПЛАТНО!!!». Ладога этого стоит: или «10 000 Евро» или «БЕСПЛАТНО» между этими двумя крайними точками и укладываются все впечатления от гонки.
Дальше был перегон по дорогам общего пользования. Заехали на заправку, кто покупал бензин, кто пиво, а кто и энергетики, кому что было надо для дозаправки. Помыть машину Сторожа не успели и она грелась, т.к. радиатор был залеплен грязью. В какой-то деревне, на заправке, нашли мойку. Когда я попросил помыть радиатор, горячие фин-н-нские парни (под Питером) посмотрели на меня глазами пьяного попугая и произнесли: «Ну во-о-о-т, сейчас мы всё бро-о-о-сим и будем мыть тебе радиатор» При этом они делали вид, что бортируют колёса. Неудача, пришлось ехать дальше так. Добрались до Питера и заехали к родственникам Ветала. Нас там покормили. За восемь дней, первый раз цивильной едой. Кто мог, тот выпил за успех нашего мероприятия и мы отправились в Шушары. Это посёлок под Питером, там находился терминал, где можно найти фуру, для отправки наших машин и там была наша гостиница.
Вечером, чистенькие и бритые мы поехали на Исаакиевскую площадь – смотреть награждение победителей. Ничего интересного. Победителям дали всего по ящику пива. Дальше, на подиуме, начала петь песни какая-то американская поп-группа, возможно она и популярна в Америке, но слов мы не понимали. Поэтому все охотно согласились на предложение спонсоров посетить пивной бар на улице, с трудно выговариваемым названием, имени Рубинштейна. И попить там хорошего ирландского пива, кто желал мог это сделать с виски. Долго шли и наконец пришли в небольшой, уютный кабачок. Внутри было тесно, накурено и много народу, поэтому разместились на улице По правилам хорошего тона в кабаке был приличный туалет и на стене было много фотографий, знаменитых посетителей этого заведения. Но ни одного знакомого лица я там не нашёл, возможно это были местные корефеи. Пиво было действительно вкусное, со звучным названием «Харп», а виски, как всегда, пахли самогоном (но это на любителя). Сколько раз себе говорил - не заказывай незнакомые, тем более национальные блюда, но согласился на бараньи рёбрышки по-ирландски. Естественно, все, кто заказал это блюдо счищали с мяса национальную приправу, наш язык не был готов к таким экспериментам.
Потом была белая Питерская ночь, хохот и заказы пива по интеллигентски: путем стучания по столу кулаком и выкрикивания на весь кабак тоненьким голосом «Пиво, бля!!!» Посетителям это показалось оригинально. Потом Сторож сознался, так заказывали пиво в старом добром анекдоте, просто его все забыли. После всего съеденного и выпитого гуляли по Питеру и пугали своим джиперским видом местных девчонок, кошек и собак. Было тоже очень весело. На следующий день в фуру грузили наши УАЗики и мы двинули домой. Круг замкнулся.
Цитата ." http://extreme.sport-express.ru/sport_67/info/311/c/(1)
"В мире существуют похожие соревнования - в Австралии (Outback Challenge), Европе (Croatia Trophy) и Малайзии (Rainforest Challenge). Да, есть кое-что и в России - "Вепсский лес", "Бездна" или "Тосненские болота". Но, во-первых, ни по формату, ни по масштабу и труднопроходимости эти рейды с "Ладогой" не пересекаются и не соперничают. А во-вторых, на "Ладогу" - сто процентов - люди едут исключительно ради процесса, а не результата."
Поэтому наше восьмое место среди 20 команд можно считать достижением и хочется от души поблагодарить всех участников проекта «Ладога-2006» за праздник, который бывает не так часто в нашей жизни. Всем СПАСИБО!!!


733 (Террано)