Как только в 2008 году Комитет РАФ по трофи-рейдам организовал зональную систему отбора участников в финал Кубка России, Краснодарский Внедорожный клуб СКИФ 4х4 не остался в стороне. Клуб на то время уже имел опыт успешного проведения соревнований местного «Кубка СКИФ 2007» и от такого предложения как проводить отборочные этапы Кубка РАФ в Южном регионе, отказаться не смог. Сама идея и формула проведения таких отборочных этапов позволяла спортсменам, без больших финансовых затрат, попробовать выйти в финал Кубка России и попытать там своё счастье.

Финал, как было известно заранее, в 2008 году должен был проходить на болотах. Естественно все понимали, что подготовка машин для болот и горной местности должна быть совершенно разная, плюс опыта езды по болотам у нас не было. Но был азарт и огромное желание окунуться во что-то неизвестное – большой спорт.

Первый Кубок РАФ в Южном Регионе 2008 году состоял из двух этапов, которые проводил Ростовский внедорожный клуб «Протектор 4х4» руководитель Балонкин Эдуард и Краснодарский Внедорожный клуб СКИФ 4х4 руководитель Котельников Андрей. Тогда впервые от Южного региона, в составе четырёх машин – две из Ростова (ТР-1 и ТР-3) и две из Краснодара (ТР-2) поехали на финал Кубка России в Тверь

Тогда для нас всё было в диковинку и болото и котлетообразные болотные монстры категории ТР-3. На том финале Краснодарские две машины в ТР-2 (Лисицкий Анатолий, Коптев Константин и Кремнёв Роман, Ключников Анатолий) до финиша не доехали, застряли в болоте на втором специальном участке (СУ), но бились они до конца. И вообще, тот финал требует отдельного рассказа и сожженное сцепление, и затопление машин по крышу, ночная эвакуация с трассы экипажей, потом был ночной ремонт двигателя и эвакуация второй машины, которую пришлось оставить на ночь в болоте. Тогда наши экипажи получили самый первый опыт езды по мягким грунтам.

В 2009 году усилиями Игоря Пивинь – руководителя Ростовского трофи-клуба «РостОFF», тогда он занимал должность заместителя руководителя клуба «Протектор 4х4» по спорту. В южном регионе было запланировано три этапа – «Камышовый рай» (Протектор), «Линейная гонка» (ORK-Краснодар) и «Весеннее обострение» (СКИФ). В последний момент ребята из ORK отказались проводить свой этап, и опять в южном регионе состоялось только два этапа, усилиями двух клубов. Тогда в финале от Краснодара участвовало два экипажа, первый в ТР-2 – Лисицкий Анатолий и Лисицкая Елизавета (УАЗ – Зебра) и второй в ТР-3 – Пучков Денис и Котельников Владимир (Сузуки-Самурай – Черная Мамба). Южный регион на финале представляли ещё экипажи из Ростова-на-Дону, Волгограда и Геленджика. Финал-2009 опять был в Твери на болотистой местности.

И опять можно писать целое повествование на тему финала 2009. Первый спец. участок (СУ), обе машины прошли можно сказать хорошо и получили зачетные очки. Второй СУ был настолько сложным, что ни одна машина из категорий ТР-2 и ТР-3 не смогли финишировать в отведённый лимит времени. Т.е. практически все машины участников остались на болоте. «Зебра» потеряла сцепление и мёртвым якорем стояла посредине болота, а «Чёрная Мамба» была ещё целая, но двигаться по болоту не могла – её засосала болотная трясина. Когда поступила эта информация, были организованы две эвакуационные группы. Одна группа ночью, пешком, с запчастями на плечах двинулась ремонтировать сцепление прямо на болоте. Их задача была восстановить к утру машину. Вторая группа выдвинулась на поиски и оказание помощи «Мамбе». Благодаря помощи экипажа Ильи Савельева из Москвы, «Черная Мамба» самостоятельно вышла из болота и её только сопроводили до базового лагеря. С «Зеброй» была более драматичная ситуация. Когда к утру, в морозную ночь, на болоте, всё-таки удалось реанимировать автомобиль, при выходе к месту старта третьего СУ порвали грибок на заднем мосту. Устранить эту неисправность практически уже не представлялось возможным. «Мамба» всё-таки стартовала на третьем СУ и если бы не их тактическая ошибка на СУ-3, то реально этот экипаж мог бы оказаться на 5-6 месте по результатам всего соревнования, а так они не вошли и в десятку лучших.

2010 год оказался самый урожайный на количество отборочных этапов в Южном регионе – их оказалось целых четыре. Первый стартовал в Ростове «Точка невозврата» клуб РостOFF, второй там же в Ростове «Камышовый Рай», клуб Протектор, третий в Краснодаре «Весеннее обострение», клуб СКИФ и впервые отборочный этап проводил внедорожный клуб «Золотая Орда» из Астрахани, руководитель Жарасов Вячеслав. Трофи-рейд назывался «Маршрут памяти» всем он запомнился как много-много воды.

Финал-2010 года в Нижнем Новгороде запомнился тем, что экипаж Краснодарской «Зебры» выиграл на третьем СУ две секунды у победителя Финала в категории ТР-2.

Тогда впервые Краснодарскому Внедорожному клубу СКИФ 4х4 предложили совместно с Комитетом по трофи-рейдам РАФ принять участие в организации и проведении финала Кубка на Юге России. Это была заслуга всех клубов Юга России, кто принимал участие в организации и проведении отборочных этапов в Южном регионе с 2008 по 2010 год. Перечислю ещё раз всех руководителей клубов и тех, кто принимал непосредственное участие в проведении этих соревнований. Это Балонки Эдуард, Таранов Сергей – клуб «Протектор 4х4», Каракаш Андрей – клуб «Степной орёл», Пивинь Игорь – трофи-клуб «РостOFF», все эти клубы города Ростова-на-Дону. Жарасов Вячеслав – клуб «Золотая Орда» г. Астрахань, а также Кукушкин Владимир, Котельников Андрей и Руденко Алексей – внедорожный клуб СКИФ 4х4, г. Краснодар.

Так же хочется отметить экипажи спортсменов Южного региона, которые три раза принимали участие в финалах Кубка России – это экипаж из Ростова-на-Дону Ибадуллаев Геннадий, Сюняков Андрей, категория ТР-1, клуб «Протектор 4х4» и экипаж Лисицкого Анатолия, категория ТР-2, клуб СКИФ 4х4 г. Краснодар. По два раза в финале Кубка участвовали в категории ТР-2 Богодистов Алексей, Петросян Дмитрий клуб «Пилигрим» г. Геленджик и в категории ТР-3 Хржановский Александр, Бабушкин Александр, клуб Т-34 г. Волгоград. Дважды в 2009-2010 годах победителем Кубков РАФ в Южном регионе, в категории ТР-3, становился экипаж Чёрной Мамбы, клуб СКИФ 4х4 г. Краснодар – Пучков Денис, Котельников Владимир. Только смерть пилота Пучкова Дениса, в августе 2010 года, не позволила добиться этому экипажу результата в Кубке России.

В 2011 году усилиями двух клубов в Южном регионе было проведено три отборочных этапа – это трофи-рейд «Точка невозврата» Ростовский трофи-клуб «РостOFF» и два трофи-рейда «Весеннее обострение» и «Собер-Баш», которые проводил Краснодарский Внедорожный клуб СКИФ 4х4. Благодаря этому в Финал Кубка России-2011 от Южного региона вышло 12 экипажей в трёх категориях. Пожелаем им достойно выступить в финале и побороться за звание обладатель Кубка России по трофи-рейдам. Последний, кто завоевывал это звание в Южном регионе, был Юрий Бедросян из Сочи.

Ещё хочется отметить Сергееву Марину, которая внесла огромный вклад в развитие трофи-рейдов в Южном регионе, она все эти годы курировала в Комитете по трофи-рейдам РАФ организацию и проведение всех отборочных этапов и помогала проводить их на высоком профессиональном уровне. А так же хочется сказать отдельное спасибо Гадасину Борису и Шаховой Светлане и другим членам комитете РАФ, за отдельное внимание и понимание вопросов Южного региона.

Руководитель Краснодарского Внедорожного клуба СКИФ 4х4
Андрей Котельников