Воскресным вечером, примерно в 21 час, 29 января 2012 года мне позвонил человек по имени Павел с известием об оставленной им Ниве в районе Папайского перевала. Он сказал, что его машина не совсем сломана, просто пропала зарядка и от долгих изнурительных лебежений сел аккумулятор, машина стоит в луже и медленно вмерзает в мерзкую субстанцию. Он также сообщил, что был с другом и после тщетных попыток вызволить машину из плена, они приняли решение оставить ее и выдвинуться пешком в сторону поселка Новый, взяв с собой самое необходимое. Ключи оставили в замке зажигания, машина не закрыта и не занимает место на основной дороге. Павел так же поведал, что они благополучно добрались до п. Новый, где сели на маршрутку, которая их довезла до Холмского и далее на автобусе они приехали в Краснодар.

Посмотрев прогноз погоды (было – 12 ) и увидев, что в ближайшие дни ожидается только понижение температуры, принял решение выдвинуться на спасение вмерзающего автомобиля и материальных ценностей немедленно, т.е. в ночь. В это время у меня в гостях находился друг Сергей, который уже давно просился куда-нибудь поехать со мной по бездорожью и я ему предложил отправиться в поездку, обещавшую стать увлекательной и незабываемой! Сын тоже обрадовался ночной эвакуации и решил присоединиться к нам. Моя заботливая супруга, привыкшая к таким поездкам, за считанные минуты собрала полный инструментальный ящик продуктов, не забыв даже про две емкости“маминого лекарства” на растирку, если понадобится.

Когда мы приехали на работу, Унимог с именем “ Потап “, заправленный и набитый всем необходимым уже стоял под парами! После того, как к нам присоединились еще два моих верных помощника, мы выдвинулись впятером с хорошим настроением и надеждой на скорейшее возвращение, но у Судьбы были немного другие планы!

С шутками и остановками возле продуктовых магазинов, в целях пополнения запасов, мы благополучно доехали до Холмского и увидели, что идет снежок! Снегу мы обрадовались, так как устали наблюдать замерзшую серую природу. Доехав до п. Нового и увидев, что там снега больше я понял, что Унимог не хочет ехать в скользкие горки только на заднем мосту.

После Нового пошли первые замерзшие лужи, преодоление которых не представляло особого труда, но я неплохо зная эту дорогу, предполагал, что дальше все будет на много веселее. Веселье не заставило ждать долго! В одной из луж пропала подсветка приборов, иногда переставала работать печка. Очередной раз убедившись, что нужно найти время и заменить оба устаревших блока предохранителей, я решил подсвечивать приборы налобным фонариком. Подъехав к большой луже, оценив ее размеры и приняв во внимание большое количество ее объездов, решил в нее не соваться, а объехать справа. Колея объезда оказалась на столько глубокой, что не смотря на промерзшую глину и лед, Потап слегка присел на мосты. Попробовав выехать в раскачку, предположил, что скорее всего я выберусь из этой засады воспользовавшись помощью блокировок и без применения передней лебедки. Для того чтобы выбраться из этого места, мне пришлось раз 10 штурмовать крутой выезд из засады и в итоге колея отпустила машину, но взяла дань о которой я узнал позже!

Проехав около 100 метров, я почувствовал запах горелого моторного масла, а посветив на датчик, увидел, что давления масла нет! Стоп машина! На Унимоге два капота, один снаружи, а другой внутри, поэтому я решил открыть тот, что поближе. Но не успев этого сделать, увидел под ногами лужу парившего свежевыдавленного моторного масла! Открыв оба капота мы увидели, что весь двигатель уделан маслом и не понятно откуда оно могло на него попасть. Визуальный осмотр результатов не дал, поэтому решили не на долго завести двигатель. После запуска выяснилось, что фонтанирование масла происходит из пластиковой трубки, которая идет на масляный датчик. Проверив уровень масла и убедившись, что щуп сухой, я в расстроенных чувствах отправился к злополучному месту, наблюдая по пути черную полосу масла на белом девственном снегу. Эта прогулка заставила меня отвлечься и в голову пришло решение заглушить чем-нибудь эту пробитую масляную магистраль и даже придумал, что этим чем-нибудь может послужить пробка, которую можно вырезать из части патрубка системы охлаждения. Когда возвращался к машине, заметил, что в той стороне куда мы собирались ехать появились от 7 до 10 огней фонариков приближавшихся в нашу сторону.

Оказалось, что фонарики были на головах людей, которым тоже не очень повезло в эти выходные. Газ-66 с кунгом, на котором они передвигались в субботу провалился под лед в реке, намок коммутатор и он заглох в воде на глубине около 1,5 метра и лежа на боку под углом 45 градусов. Они рассказали, что в воскресенье к ним на помощь приехал то ли ЗИЛ, то ли Урал, выдернул замерзший ГАЗон, но завести его не смогли, так как запасного коммутатора у них не было. Шишка за время стояния в воде замерзла, а после того как ее достали из воды на мороз, еще и окоченела за короткое время. Не спрашивал, как получилось, но спасительный грузовик их оставил в лесу, не дождавшись пока пловца заведут. Мужики сказали, что коммутатор они уже поменяли и ГАЗон завелся бы с полпинка, но аккумуляторы разряжены. Пока они рассказывали свою грустную историю, мы осуществляли томпонирование масляной скважины и наконец победили утечку масла под давлением. Хорошо, что у меня с собой было 5 литров моторного масла, но плохо, что их оказалось мало! Вылив все моторное масло, мы увидели, что уровень нарисовался на кончике щупа и поэтому я принял решение дополнить хотя бы минимальный уровень трансмиссионным маслом, ведь это же легендарный по неприхотливости Унимог! Машину завели, но теперь у меня были переживания по причине отсутствия контроля за давлением масла. Оставалось только надеяться на лучшее.

Часть лесных людей осталась возле места ремонта, а остальные прыгнули к нам в кузов, с надеждой что мы оживим их автомобиль и им удастся вернуться в теплые дома в ближайшее время. Пришлось пока забыть о Ниве и помочь другим людям, поэтому мы свернули вправо от основной дороги и через 60 метров увидели несчастный грузовик. Я развернулся, чтобы попробовать дернуть шишку через стальной трос, но все было тщетно. Дергать приходилось в припорошенный снегом подъем и ни одно колесо из четырех не проворачивалось, поэтому мы посоветовали сначала отогреть тормозные колодки и редукторы мостов паяльной лампой. Наш Андрей, понаблюдав, что хозяева этой волшебной лампы не очень умеют ей пользоваться, решил взять инициативу в свои руки.

Время было примерно 23:30, температура уже ниже -12, разогрев длился около 30 минут. После мы зацепили динамическую стропу Pro Comp, которую я не смог ни разу порвать с 2003 года (ни разу не реклама!) и попытались вытащить шишку по извилистой лесной дороге в горку, чтобы уже на основной ровной и широкой дороге попытаться ее завести. Я учел, что на незаведенном ГАЗоне руль почти нельзя провернуть, но мне так хотелось его поскорее вытащить … . После нескольких маневров шишка ударилась бампером об дуб внушительных размеров! Проверяем мощный бампер, состояние водителя … все в норме, особых повреждений нет! Маневрируя в лесу мы с Потапом оттащили шишку в сторону серией внушительных рывков и через 10 минут она была на хайвее. Шишка работать упорно не хотела. Около 40 минут, я таскал ее то вперед, то назад, от одной большой лужи до другой. Мужики выкручивали свечи, регулировали зажигание … , но все тщетно, она упорно не хотела работать.

Я смог убедить мужиков, что не стоит дальше мучить машину ,а нужно спокойно по дню, с хорошим энергообеспечением и проверкой основных механизмов оживить их автомобиль. Они согласились и предложили деньги за помощь, от которых я естественно отказался. Пожелав друг другу счастливого пути мы продолжили движение в сторону Нивы, не подразумевая, что самое интересное еще у нас впереди!

Интересное началось через несколько сотен метров. Подъехав к очередной внушительной луже с многочисленными объездами я поймал себя на мысли, что не хочу ехать прямо, а включив люстру с 4-мя ксеноновыми лампами и увидев на деревьях следы лебежения совсем не легковых машин, так и вовсе пропало желание выезжать на лед. Решил объехать справа и как только заехал в колею, почувствовал, что машина очень сильно начинает кренится вправо. Я уже успел мысленно представить, как грузовик плавно ляжет на правый бок и мы медленно спустимся со склона и потом будем около суток ставить его на колеса … . Чтобы отогнать дурные мысли пришлось дать побольше газу! С первого раза я конечно проехать не смог, поэтому пришлось несколько раз раскачивать в колее машину под критическими наклонами и только когда мы выскочили ,все облегченно смогли вздохнуть (запомните это место, на обратном пути нам было на много веселее).

Еще раз убедившись в проходимости Унимога, мы весело помчали вперед. Луж было очень много, некоторые глубокие, а некоторые не очень, поэтому я принял на вооружение тактику Брать Все Лужи Ходом, на максимально возможной для нас скорости. Нам много раз повезло пронестись по некоторым лужам на скорости даже не сломав лед, в некоторых лужах мы проваливались доехав до середины, после чего приходилось резко падать сантиметров на 70. Толщина льда достигала 7-8 см, а глубина некоторых луж доходила до 70 см. Провалившийся в такую лужу грузовик, помимо того чтобы двигаться по колее лужи, должен был еще выполнять роль ледокола. Очень запомнился один момент: я прилично разогнавшись и пролетев около 6 луж, не сломав льда, увидел впереди лужу около 40 метров в длину и решил, что тоже ее пролечу. Грузовик смог проехать по льду метров 15, после чего резко провалился под лед сантиметров на 70, где его встретил пласт льда большой площади … Так быстро Потап наверное в своей жизни еще не останавливался!!!!! В очередной раз меня выручила привычка не обжимать руль большими пальцами рук на горных и лесных дорогах. После того как грузовик провалился под лед, у меня выбило руль из рук. Произошел такой удар, что задние колеса поднялись над лужей. Придя в себя, я включил первую пониженную скорость и ломая лед мощным бампером Потапа стал медленно выбираться из этой лужи. Желание преодолевать лужи ходом у меня отпало и спряталось куда-то очень далеко. Подъехав к очередной луже, я увидел, что дорога раздваивается с поворотом в одну сторону и решил выйти и провести разведку. Обе дороги были затоплены водой и скованы льдом. Пройдя сначала по льду одной дороги около 50 метров, я решил вернуться по параллельной. Выйдя на параллельную дорогу и направляясь на свет машины, заметил, что лед какой-то не ровный и только догадавшись почему он не ровный, мгновенно провалился на глазах у сына под лед. Я назад рванул с такой скоростью, что промокнуть не успел. Оказалось, что обильные дожди, прошедшие накануне морозов затопили дороги, а после морозов, уровень воды понизился. Эта дорога мне не понравилась и я решил поехать по той, которую прошел первой и она оказалась не такой уж страшной, если ехать на первой пониженной с включенными блокировками и на грузовике. Броды через речку тоже весело было преодолевать. Берега замерзшие, лед такой толстый, что без проблем выдерживает грузовик, а посередине текущая вода, дальше опять толстый лед. В одном месте остановились и увидели, что река делает поворот и вся скована льдом, я догадался, что там не мелко и сразу не стал туда соваться, отправившись снова на разведку, но не успев выйти из машины увидел на другом берегу какие-то желтые огни, как от фонарика или лампы автомобиля у которого устали аккумуляторы. Эти огни видел не только я, но и все кто был в машине. Все вокруг припорошено снегом, несколько дорог расходятся и я немножко блуканул, потом понял, что нужно ехать в сторону огней, т.е. по замерзшей реке с непонятной глубиной. Медленно проехав по речке, мы выехали на небольшую полянку и я начал вглядываться в темноту, в поисках этих загадочных огней, но больше мы их этой ночью так и не увидели.

Проехав несколько километров, примерно около 4-х часов утра мы увидели справа от основной дороги Ниву, которую поглощала в свои объятия мерзлота. Честно признаюсь, что проделав этот путь к Ниве, я думал, что перегоним ее в более безопасное место, заберем все ценное и обратно поедем без нее, потому что Унимогом ее можно разорвать по такой дороге на куски и привезти кусок железа вместо машины. Однако увидев, что Нива подготовленная и силовой бампер связан с передней балкой хорошими трубами, появилась надежда на ее эвакуацию.

По приезду проводим внешний осмотр на предмет целостности узлов и механизмов, кузовных деталей и вещей, все фиксируем на фото, в том числе даже порванный пыльник ШРУСа Начинаем отогревать ступицы паяльной лампой, т.к. колеса вращаться не хотят.

Чтобы выковырять Ниву из этой лужи пришлось изрядно повозиться, т.к. замерзшая грязь не хотела отпускать беднягу. При каждой попытке выдернуть Ниву, она лишь внушительно поднимала свой зад и еще глубже уходила передним левым колесом в грязь. Но с рывка десятого нам удалось ее вырвать. Развернувшись и зацепив Ниву за зад Потапа, мы попытались завести с толкача и это у нас получилось. Прогрев двигатель, посадив в Ниву пилота, мы выдвинулись в обратный путь.

Сложность обратного пути состояла не только в том, что сзади висел брелок и снизилась маневренность, но и в том, что нам предстояло встречаться с не сломанным льдом в лужах и реках. Были еще и переживания по преодолению одной лужи, которую многие знают. Эта лужа находится рядом с примыканием дороги, по которой можно попасть в Убинскую, объезжая г.Папай с северной стороны, Если ехать в сторону Папайского перевала. Я не стал в нее соваться, зная какая она и заехал лишь в ее середину, где не так глубоко. На обратном пути такой финт с Нивой сзади не пройдет.

Подъехав к этой луже, я понял, что просто так она нас не отпустит. Унимог доехал до середины лужи и мертво уперся в лед, верхней частью бампера. На первой пониженной, с блокировками я пытался долбить лед. Сложность заключалась в том, что брелок сзади сидел на мостах в глубокой луже и не мог отъехать назад. Динамка была привязана вдвое, так как ее умудрились уже порвать, впервые за 9 лет!

Romario